Серебро Фалька

Калужский музей изобразительных искусств продолжает знакомить зрителей с сокровищами своих запасников. В этот раз цикл «Выставка одной картины» продолжился полотном Роберта Фалька «Капустное поле».

Юрий Олеша, автор сказки «Три толстяка», считал капусту «голубыми глазами огородов». Именно это свойство излюбленного русского овоща подчеркнул Роберт Рафаилович. Он показал на картине 1949 года как бы две пелены тумана: внизу — капустные гряды, вверху — хмурое небо. Творческая биография автора отразила все перевороты, волновавшие искусство XX века. Учителями Роберта Фалька были Алексей Васнецов, Леонид Пастернак, Валентин Серов, Константин Коровин. Освоив реалистическую и импрессионистическую технику, молодой художник сдружился с авангардистами. Активист общества «Бубновый валет» отдавал предпочтение ярким контрастным сочетаниям, обобщенным выразительным контуром. Вместе с тем он всю жизнь, по собственному признанию, «любил серебристую гамму пасмурного дня». Творческие искания привели Роберта Фалька в объединение «Мир искусств».

После Октябрьской революции, в 1918 году, художник становится профессором Государственных свободных художественных мастерских (позднее Вхутемаса). В 1928 году мастер уезжает в творческую командировку во Францию, откуда возвращается в конце 1937 года. Вскоре был написан пейзаж «Капустное поле».

Работа куплена музеем в 1983 году у частного коллекционера. Первоначально пейзаж назывался «Капустное поле Обнинское близ Малоярославца». Он написал на территории нынешнего города Обнинска, неподалеку от села Бугры, где располагалось имение друга Фалька, живописца Петра Кончаловского. Советские искусствоведы объявили творчество Фалька формализмом. Но это не мешало ему, члену Союза художников СССР, продуктивно работать.

Осенью 1958 года открылась персональная выставка работ Роберта Фалька в выставочном зале МОСХ. Толпы людей стояли в очереди за билетами. Выставка стала второй прижизненной и первой посмертной: 1 октября художник скончался.

Спустя 130 лет со дня рождения Роберта Фалька ясно, что его место в истории и русской, и советской художественной культуры по праву прочное. Серебряный свет его неброского лиризма привлекает непоказной любовью к Отечеству.