Прощай, очередь!

Калужане постепенно открывают для себя удобства пользования услугами, которые предоставляют многофункциональные центры.

Однако многие еще предпочитают оформлять бумаги старым проверенным способом, просиживая в многочисленных очередях госучреждений.

Когда-то мы мечтали о том, что, к примеру, получить паспорт или продать машину можно будет «в один прием», так, чтобы не тратить на это несколько дней и нервные клетки. И вот такая возможность появилась. Но такова человеческая природа, что все новое не сразу пробивает себе дорогу.

Я до сих пор ни разу не пользовалась услугами центра «Мои документы», потому что первая попытка, предпринятая год назад, была неудачной. Потребовалось оформить документы на получение единовременной выплаты из материнского капитала. Видимо, в тот день был какой-то особый аншлаг у работников МФЦ на Хрустальной — прождав минут двадцать пять в очереди, я сбежала оттуда. Требуемую услугу впоследствии получила через Пенсионный фонд, в принципе, потратив на это даже больше времени.

Вторая попытка оказалась более удачной. Однако для чистоты эксперимента автор этих строк решила не козырять корочкой журналиста, а получить требуемую информацию на общих основаниях. 

Центр «Мои документы» по адресу: Ленина, 126, корпус 1, МФЦ начинается с зоны ресепшн. Если вы пришли с уже готовым пакетом документов (какие бумаги нужны, можно предварительно посмотреть на сайте), консультант проверит, все ли в наличии, подскажет, что еще необходимо, если чего-то не хватает. Далее вам выпишут талон на этот день либо запишут на любой, какой пожелаете. 

После довольно подробной консультации я уже собралась было предварительно записаться на прием через терминал, но передумала: в моем случае требовалось личное присутствие всех собственников недвижимости. Для чего хорошо бы было для начала согласовать свои планы с планами родственников. И все же возникло приятное ощущение, что дело сдвинулось с мертвой точки. По крайней мере, теперь я четко представляла себе, как выглядит процесс регистрации квартиры и что — самое главное! — ничего страшного в этом нет.

Далее предстояло выяснить, какое впечатление оставило посещение МФЦ у остальных посетителей. Вот из одной прозрачной кабинки вышла молодая женщина и направилась к выходу.

— Как вам обслуживание?

— Все здорово, очень быстро: подсказали, выписали талончик, помогли оплатить госпошлину, вызвали — все. 

По ее словам, на процедуру регистрации квартиры ушло минут десять. 

Парень и девушка с двумя малышами оформляли прописку. По моим наблюдениям, они провели в ожидании минут пять, у окошечка — еще пятнадцать-двадцать минут. По окончании регистрации молодой человек поделился впечатлениями:

— По сравнению с паспортным столом на Горького здесь лучше и в качестве, и в сервисе. Там очередь человек пятьдесят, люди толпятся в узком коридоре.

А вот третий интервьюер ушел несколько разочарованным. Ему не удалось оплатить через терминал госпошлину. Как ему объяснили — что-то не в порядке с его банковской картой. «Нигде проблем не было, а тут…» Зато ему предложили оплатить наличкой через другой терминал, но тот берет комиссию за проведение операции. 

Вряд ли в этом есть вина специалистов центра, так как данные терминалы обслуживают банковские организации. Тем не менее заявителям нужно быть готовыми и к такому повороту.

Еще несколько опрошенных были довольны работой сотрудников центра, их доброжелательностью и компетентностью. Всех радовало и удивляло, что достаточно нудную бумажную процедуру посчастливилось пройти за минуты, а не часы, как было раньше. 

Как удалось так отладить работу учреждения, чтобы исключить прежние неудобства? В этом МФЦ — 18 «окон», 16 из них работают на прием заявлений, два — на выдачу документов, плюс два сотрудника на предварительном консультировании. Режим работы — с 8 утра до 8 вечера. Центр работает и в субботу. 

Молодые сотрудники МФЦ стрессоустойчивы и отлично владеют компьютером. В этом зачастую их главное отличие от представителей других известных организаций, которые в своем деле хотя и компетентны, а быстро и без нервов обслужить посетителей не могут.

Впрочем, наплыв посетителей здесь также бывает. Больше приходят после работы, в обеденный перерыв. По какой-то необъяснимой, с точки зрения сотрудников этого отделения центра, причине много заявителей бывает по вторникам и четвергам. 

Кроме того, явное увеличение желающих оформить услугу через «Мои документы» наблюдается после каких-то решений правительства. Так случилось в начале лета, когда люди рванули в МФЦ оформлять документы на единовременную выплату из маткапа в 25 тысяч рублей. Сегодня за этим приходят единицы, но тогда мамочки, имеющие двух и более детей, шли толпой. 

Небольшой анализ обращений в МФЦ показывает, что наиболее востребованные услуги — это разного рода регистрация имущественных сделок, кадастровый учет, а также оформление документов для получения российского паспорта и загранпаспорта, постановка иностранных граждан на миграционный учет, а также услуги по линии Пенсионного фонда. Однако на самом деле возможности центра гораздо больше, но не все они пока востребованы и «раскручены». 

…Сотрудники МФЦ все никак не хотели отпускать меня без оказанной услуги (консультация не в счет), и, наконец, они нашли, что мне предложить:

— Вы еще не зарегистрировались на портале «Госуслуг»? 

Мои сомнения по поводу того, что это — процесс не одного дня, были тут же развеяны. Для этого понадобились лишь паспорт и мобильный телефон. Пятнадцать минут — и я уже обладатель пароля доступа к электронным услугам.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.