Династия реалистов

Масштабная выставка семьи художников Беловых развернулась в «Городе мастеров» — экспозиционном комплексе усадьбы Василия Поленова.

Карту центра России за  XX век неоднократно перекраивали. Но, несмотря на то что Поленово находится на территории Тульской области, калужане среднего и старшего поколения считают его своей вотчиной. Дело в том, что еще тридцать лет назад до него за копейки можно было с комфортом быстро добраться катером  на подводных крыльях. Этой инновации остро не хватает сейчас. Посмотреть в Поленове есть что.

Василий Дмитриевич Поленов — живописец, член «Товарищества передвижных художественных выставок», гений русского пейзажа, обжил усадьбу Борок и превратил её то ли в кусочек Швейцарии, то ли в иллюстрации Васнецова и Билибина к русским народным сказкам.

«Город мастеров», созданный директором (ныне научным руководителем музея), вмещает большую научную выставочную территорию, летний «греческий» театр, но не нарушает гармонию места, а придает ему оживление. Этот уголок давно освоен калужскими творцами: там выставлялись работы многих художников, там Александр Плетнев поставил спектакль «Вечера на хуторе близ Диканьки».

«Художественная выставка трех поколений семьи Беловых» представила разные лики реализма. Её подзаголовок — «В раздумьях о былом» — повторяет название книги мемуаров, только увидевшей свет. Обобщение творческого и жизненного опыта пестрит забавными, а иногда драматичными случаями. Патриарх, народный художник России, Валентин Михайлович сам набирал без малого триста страниц текста. Издание, осуществленное на собственные средства, обильно иллюстрировано фотографиями из семейного архива.

Второе поколение династии, члены Союза художников России, живописец Елена, скульптор Дмитрий, искусствовед Вера. Третье поколение — Юлия и Дарья, член Творческого союза художников Москвы. Экспозиция семьи как книга воспоминаний ведет зрителя через семьдесят лет жизни страны.

Валентин Михайлович знает её не понаслышке. Родился Валентин в семье потомственного кузнеца в Нижнем Новгороде, но детство провел на селе, когда семья перебралась в прадедовскую вотчину на реке Урге. Там же Валя и познакомился с художником, другом отца, Болотиным по прозвищу Мазилкин. Вторая встреча с творцом была мимолетной:  мальчик встретил на берегу художника с этюдником и, завороженный, наблюдал за преображением натуры — деревни Хмелёвки — под кистью.

Через много лет Валентин увидел эту картину в Третьяковской галерее. Автором оказался народный художник СССР Николай Ромадин (старший)! Третья встреча подростка с художником, Антониной Ромодановской, продлилась несколько дней. Её пейзажи он также увидел позже в Третьяковке.

Валентин понял, что загадка живописи — в выражении трудноуловимых, но очевидных явлений. Оказывается, родной с детства пейзаж совсем не прост! Как научиться передавать его особенности? И вот очень послушный мальчик берет тайком из родительских сбережений два рубля на акварельные краски. Отец не сердится, а сам покупает сыну набор для масляной живописи.

Впечатления мальчика питали не только красоты природы. В один из переездов, после войны семья жила в доме, где у немцев располагалось гестапо, в кирпичной кладовой, где содержались арестанты, стены были сплошь исцарапаны предсмертными записями замученных узников.

В 1949 году Валентин Белов окончил Ивановское художественное училище по классу живописи. Но по совету педагогов специальностью избрал скульптуру. Сначала, правда, Валентин наметил поступать в Ленинградскую академию художеств. Задания на подготовительных занятиях он выполнял в одной мастерской с Михаилом Аникушиным. Мастер трудился в то время над памятником Пушкину, возвышающемуся ныне над площадью Искусств перед Русским музеем.

Но деньги кончились, и юноше пришлось перебраться из северной столицы туда, где жизнь дешевле. Валентин поступил в Государственный художественный институт Эстонской ССР в Тарту. Изначально он был частью университета. Отметим, что Тартуский университет, ране — Дерптский, еще раньше — Юрьевский, был основан Ярославом Мудрым раньше, чем Болонский. Общежитие художников располагалось в бывшем доме Екатерины I, культурой и историей дышали сами камни.

Как работает скульптор? Если композитору для творчества нужна бумага, живописцу — холст, то скульптору — тонны мрамора, центнеры меди, подсобные рабочие, мастерская. Но в Советской стране все это обеспечивало государство. Так, еще студентом второго курса Валентин  выставил в Третьяковке мраморный женский портрет. Дипломной работой художника стала композиция «Мать с ребенком», выполненная из каррарского мрамора. В этой же легендарной каменоломне вырубал камень Микеланджело для своего Давида.

Выпускник по распределению отправился в Тюмень. Тогда это еще не была столица нефтяного края, освоение Самотлора только предстояло. Художник вгрызался в сибирскую жизнь, путешествовал на вертолете, несколько раз чуть не погиб в пургу, долго лечил обморожения. Плодом командировок стали мраморные скульптуры «Маленький сибиряк», «Хозяин тундры», «Ханты».

Там художник встретил свою судьбу — жену Веру. Мраморная скульптура «Юность», для которой позировала жена, ожидавшая ребенка, — настоящий гимн любви. Работа создавалась с 1961-го по 2008 год. Дело в том, что в двухтонном куске мрамора оказалась незаметная трещина, отпал кусок, и теперь стопа ноги не могла вместиться в камень.

И вот однажды, в другую эпоху и в другой части света, сын художника, тоже скульптор, Дмитрий придумал, как довести до ума скульптуру матери. Для этого он использовал прием недосказанности, и Вера выглядывает из глыбы мрамора, как русалка из пены морской.

Хрупкая, женственная Вера работала секретарем, но у нее было мужественное хобби — парашютный спорт. Муза-парашютистка прыгала и с вышки, и с борта самолета, получила удостоверение инструктора. Наверное, поэтому у художника родилась поговорка: «Жена не мобильник — поговоришь, а в карман не уложишь».

В Калугу Валентин Белов приехал в 1980 году уже заслуженным художником РСФСР. Газетная полоса не вместит перечня всех дипломов, медалей патриарха. В 2013 году Валентину Михайловичу вручили Золотую медаль Союза художников России с надписью: «Духовность. Традиции. Мастерство».

В чем секрет творческой и жизненной плодотворности художника. Частично он раскрыт им самим в афоризмах: «С волками жить, по-волчьи выть — художником не быть».

Живописный портрет отца на пастели Веры Беловой так органичен пейзажу, что его контур повторяет дальнюю рощицу.

На масляном портрете Елены Беловой отец мечтателен и мужественен. Действительно, работа скульптора требует нешуточных сил, выносливости. Скульптурные портреты родителей, жены, детей, внуков мастера светятся теплом. «Девочка с косичкой» — образ Веры, выполненный из неглазурованного фарфора, — редкостная даже для опытного автора удача.

Объемная экспозиция во всех формах и видах изобразительного искусства утверждает жизнеспособность реализма и в XXI веке. Стили и мода проходят, а женщины всё так же прекрасны, мужчины сильны, небо и река сини.