Вольный воздух живописи

Летняя художественная жизнь проходит не только в выставочных залах. На всех старинных улочках Калуги, несмотря на весьма переменчивую погоду, кропотливо трудится за этюдниками молодое племя художников.

Эта форма работы называется пленэр, что в переводе с французского «вольный воздух». 

О том, зачем нужно рисовать карандашом и кистью в цифровой век, мы побеседовали с педагогом калужской ДШИ №3, членом Союза художников России Светланой РОДИОНОВОЙ. 

— Как вы выбираете места для пленэра в Калуге?

— Во-первых, поближе к школе, ведь детей нужно довести до места и обратно. Во-вторых, по исторической наполненности пейзажа. Например, одна из наших моделей — дом с мезонином, где жил в середине XIX века один из калужских краеведов — Пётр Щепетов-Самгин. Он был также редактором газеты «Калужские Губернские Ведомости» (один из первых журналистов Калуги) и секретарем губернского статистического комитета (один из зачинателей местной школы социологов).

— Как вам удается сочетать две профессии — собственное творчество, требующее погруженности в себя, и преподавание, неотделимое от тесного общения, открытости?

— У детей можно черпать столько творческой энергии! Детское сознание, отсутствие «насмотренности» дает возможность и учителю увидеть и мир, и искусство свежим взглядом. 

— Ваша профессия очень благодарная: вы сразу по работе ребенка видите, дошли ваши слова до его сознания или нет…

— Слова доходят, если подкреплены собственным примером. Несколько лет назад у меня в студии был десятилетний ученик Ваня, сирота, воспитанник детских домов, неоднократно убегавший из них, живший на улице. Но такого благородного, доброго человека среди детей я не встречала никогда! Он увидел процесс творчества и сказал: «Я буду, как вы!» Правда, через пять лет жизни необходимость заработка заставила выбрать его техническое училище. Но творчество для себя он оставил!

— Как вам самой удается сочетать служение духу и миру?

— Не уверена, что хорошо. Сейчас любуюсь тем, как мой сын Семен, студент отделения архитектуры Академии Глазунова, реализует мои неосуществившиеся мечты. Он очень практичен! Уже утверждена тема его дипломной работы — проект восстановления церкви в селе Воскресенском, что под Калугой. 

— Вы преподаете не только у детей, но и у взрослых?

— Да, потребность в мастер-классах велика. Люди уже состоявшиеся, но испытывающие потребность в самовыражении, записываются в студию через мою страничку в Фейсбуке. Каждое занятие требует огромного выплеска энергии, после которого нужно восстанавливаться две недели.

— Понимают ли студийцы, что именно вы делаете, какой труд вкладываете?

— Да, ведь результат каждого — моя работа, написанная их руками. Часто они спрашивают: «Почему один, без вас, я не могу так рисовать?» То есть понимание приходит. Ведь творчество — это не техника, а мысли, анализ реальности. Нужно быть человеком, который внимает, слышит, видит. Наша кухня — математика, счет, понимание формы. Например, при выстраивании композиции для натюрморта нужно расположить предметы так, чтобы они выявили максимум информации, включая рефлексы, тени, контур. Все это можно объяснить!

— Какими учениками вы гордитесь?

— Всеми! Например, Юля Боркачева, ставшая дважды стипендиатом по результатам выставок. В этом году она собирается поступать на архитектурное отделение глазуновской Академии художеств. Там много и моих учеников, и в целом выпускников нашей школы.

— Где подпитываетесь новыми радостными впечатлениями?

— Каждое лето перечитываю многие произведения Льва Толстого, и обязательно «Войну и мир». По нескольку раз езжу в Москву на художественные выставки…

Такие учителя воспитывают будущих художников, просто умных, пытливых граждан страны. Взгляд, рука каждого просвечивают сквозь работы юных творцов. Это и есть культура — солидарная преемственность творчества.