Лодка Плетнёва

«В одной лодке» — так назвали ученики и друзья заслуженного деятеля искусств России, главного режиссера Калужской драмы Александра Плетнева вечер его памяти. Яркое представление было разыграно 29 мая в переаншлаговом зале, не сумевшем вместить всех желавших.

Леонид Клец и Захар Машненков составили ткань вечера из фрагментов спектаклей, поставленных Александром Борисовичем за время работы в Калужской драме с 1997-го по 2014 год. Всего их было больше сорока, вечер вместил сцены из одиннадцати. В театре собрались не только калужские поклонники Плетнева, но и родные (мать, дочь, брат) из Подмосковья, бывшие ученики преподавателя физики Александра Борисовича из Красноармейска и Москвы, один из ведущих театральных критиков страны Наталья Старосельская. С помощью средств, собранных друзьями, удалось осуществить эту постановку, которую артисты репетировали по понедельникам, в свой выходной. Директор театра, заслуженный работник культуры России Александр Кривовичев разрешил пользоваться реквизитом, предоставил зал. 

В прологе все участники представления построились в форме лодки из одноименной народной драмы, запев «Вниз по матушке, по Волге». Созданный по специальному заказу Международного театрального фестиваля «Голоса истории», спектакль стал связующей нитью вечера. Атаман (Дмитрий Денисов) провел перекличку спектаклей. 

Их «парад» начали «Игроки» — дебют Плетнева в Калуге. В своей увлекательной, откровенной (и еще продающейся в театре) книге «Попытка полета» режиссер с юмором описывает перипетии создания спектаклей. «Работа над «Игроками» началась с приказа, в котором по алфавиту перечислялись все мужчины из художественного совета. Вот, думаю, пусть сами себя и обсуждают».

Атаман выкликнул спектакль 2013 года, «Попытку полета», и сцена превратилась в речку, на берегу которой почти весь наличный состав актрис азартно плескался, подставляя тела под брызги аплодисментов. Кинофинал постановки с музыкой Эдуарда Артемьева, снятый в ромашковом поле, заставил многих зрителей смахнуть слезы.

Трое мужиков (народный артист России Николай Пахоменко, заслуженный артист России Михаил Кузнецов, артист Вячеслав Голоднов) искали правду в тумане смутного времени комедии Льва Толстого «Плоды просвещения». Актуальность и узнаваемость лиц и положений была столь яркой, что Лев Николаевич (тот же Дмитрий Денисов) под овации выкликнул следующий спектакль — «Похождения Шипова». 

В пронзительной истории, написанной калужским учителем и журналистом Булатом Окуджавой, на сцену вышла Ирина Якубенко в последний раз перед переездом в Киров. Игорь Постнов ностальгически исполнил песню «Селена». 

Марш физкультурников из хита нашей драмы «Если любишь — найди» взорвал зал — на экране появилась шуточная проекция монолога Александра Плетнева. Кому смешно, а кому не очень. Дочь и наследница прав Александра Борисовича Татьяна рассказала нам детективную историю. В феврале с афиш спектакля-ревю исчезло имя режиссера. В Российском агентстве авторских прав зарегистрировано, что у постановки два автора либретто и два же режиссера-постановщика — Александр Плетнев и Татьяна Борисова. Зрители Москвы, Владимира, Тулы, Ярославля, Санкт-Петербурга, Кишинева, а также Парижа видели это музыкальное ревю с подписью двух создателей. Сейчас дочь режиссера борется за восстановление справедливости. И дело совсем не в авторских отчислениях (они грошовые), а в памяти, в благодарности, которые и есть культура. 

Рекордсмен по зрительским симпатиям, спектакль «Дом Солнца», еще больше актуализировался после изменения государственной принадлежности Крыма. Видеоролик о прошлогодних гастролях театра в Севастополе соединил юность нескольких поколений, окунавшихся в Черное море. 

После экскурса в мир Александра Островского, предпринятого заслуженной артисткой России Любовью Кремневой, зал приветствовал героев «Двенадцатой ночи» Вильяма Шекспира.

Леонид Клец вспоминал: «Спектакль был поставлен Александром Борисовичем в содружестве с замечательным художником Николаем Слободяником. Декорации были категорически травмоопасны — листы железа, ведра с водой, катушки, на которых мы не раз падали, резали руки, ноги».

Песни в тот вечер исполняли не какие попало, а завещанные. Александр Плетнев оставил список из шестнадцати-двадцати произведений, по которым он хотел сделать спектакль «Любимые песни Плетнева», но не успел… Прозвучали хиты Новикова, Ободзинского, Визбора — всё новые для слушателей оркестра драмтеатра «Родные и близкие». Конечно, без плотной и страстной насыщенности живым профессиональным звуком вечер не стал бы таким ностальгически накаленным. Спасибо Сергею Шафраненко, Дмитрию Винокурову, Руслану Моисееву, Григорию Бирюлину!

Градус чувств нарастал, постановщики собрали максимально возможное количество участников премьеры спектакля «Завтра была война». Повзрослевший состав артистов спел песню «Орленок»: «У власти орлиной орлят миллионы…». Солировала Людмила Рогачева, исполнявшая роль Искры, ныне — жительница Санкт-Петербурга, мать двоих детей, супруга художника Николая Слободяника. Сцена из гоголевского «Ревизора» стала финальным цветком в венке памяти. Заключительная песня «Дом восходящего Солнца» (которую пел весь зал) стала гимном Плетневу. Казалось, сейчас создатель всех этих спектаклей выйдет на поклоны. Но нет. Нет его…

Весь год наша газета публиковала интервью с артистами драмы, и все они говорили о важной части своей жизни — работе, дружбе с Александром Плетневым. Огонь памяти не гаснет, за билетами на постановки Александра Борисовича — очередь. Лодка не тонет… Спасибо, капитан!