Откуда «ноги» у пожара

В ходу у нас есть поговорка о том, что огонь все спишет. Так же думают и большинство поджигателей, пытаясь скрыть следы преступления. Ан нет — не все следы «списывает» пожар. В этом уверены в областной испытательной пожарной лаборатории, которая располагается по адресу: Калуга, ул. Тульская, 130.

Скажу сразу, идея посетить лабораторию возникла после того, как пришлось детально вникнуть в тонкости пожарного дела ради подготовки материала по поводу участившихся пожаров в расселенных и ветхих домах. Сотрудники МЧС посвятили меня в особенности своей работы по расследованию случаев возгораний.

Мы побывали в лаборатории, где нам рассказали о том, как с помощью научных и технически сложных методов наши специалисты выясняют причины пожаров — там, где, казалось бы, кроме обугленных головешек, ничего нет. По словам начальника сектора судебных экспертиз ФГБУ СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Калужской области Николая Бессуднова, задача экспертов заключается, прежде всего, в том, чтобы точно установить причину возгорания. 

Часто эксперт, имеющий большой опыт, при осмотре может сам определить место, откуда загорелось. Но следователю, дознавателю, суду нужна доказательная база. Таковой являются данные технических исследований объектов с места пожара.

В арсенале экспертов лаборатории сейчас есть большой полевой комплекс для проведения технических исследований на месте пожара. К примеру, мне показали прибор, с помощью которого можно провести ультразвуковую диагностику бетона. Таким образом исследуется его термическое повреждение и устанавливается очаг пожара. Проще говоря, по фундаменту сгоревшего дома можно понять, где он больше грелся. 

В обугленных остатках древесины, грунта, ткани можно «вычислить» вещества, которые применялись при поджогах. Установить, к какой подгруппе относится жидкость — к бензинам, дизельному топливу или растворителям.

Другой прибор позволяет выявлять пары бензина на месте пожара и определить предполагаемое место разлива горючих жидкостей. 

Передвижной комплекс был в работе совсем недавно. У всех на слуху пожар на складе «Белого дома» в Калуге. Еще идет расследование этого случая, но уже можно сказать, что чуткие приборы лаборатории помогли уточнить место, откуда возник пожар, с точностью до трех квадратных метров. Это очень хороший показатель при таком сильном термическом повреждении объекта. 

Если требуется, специалисты отбирают с места пожара объекты для исследования в стационарной лаборатории. 

Один из приборов — ДР — 01 «Радиан» — используется там, где нужно получить данные о том, явился ли аварийный режим проводки причиной возгорания. «Радиан» определяет, в какой период возникло короткое замыкание на электропроводнике — в период пожара, когда он уже развился, либо до его начала. Если до начала, то оно вполне может явиться отправной точкой горения. 

Кроме этого, в лаборатории с помощью аналитических микроскопов делается глубинный анализ оплавлений и различных электроэлементов. Чтобы понять, для чего это нужно, Николай Бессуднов привел пример, когда проводится такого рода исследование. На суде погорельцы могут утверждать, что причиной пожара в доме была скрутка проводов. Однако не каждая скрутка приводит к пожару. Чтобы выяснить, как было на самом деле, часть аварийной проводки отдается на исследование в лабораторию.

С помощью двух приборов, хроматографа и спектрометра, проводят химическое исследование объектов, изъятых на пожаре. По остаткам грунта, ткани, деревянных элементов специалисты определяют средства поджога — есть ли там растворитель или горючие жидкости. 

Бывает, что люди пытаются доказать, что их подожгли, и предоставляют в качестве доказательства факел, который они нашли на месте пожара. Лабораторный анализ позволяет определить степень выгорания объекта. Если концентрация горючего вещества является на нем максимальной, то он по факту не мог быть на пожаре. Таким образом и может выясниться, что найденное вещественное доказательство вовсе таковым не является — факел был подброшен на место пепелища впоследствии.

В секторе судебных экспертиз испытательной пожарной лаборатории работают пять человек. Сами сотрудники имеют профильное высшее пожарно-техническое образование на базе Санкт-Петербургского НИИ экспертизы пожаров, ежегодно повышают свою квалификацию. Через их руки прошли сотни отобранных объектов, выполнены тысячи исследований. Можно сказать, что все крупные, резонансные пожары, произошедшие за последние десять лет на территории Калужской области, были ими расследованы на высоком научном уровне. Что касается технической оснащенности испытательной пожарной лаборатории, то она является лучшей в регионе.

Кстати, помимо обязательных исследований, которые проводятся после пожаротушения, сотрудники пожарной лаборатории выполняют экспертизы по гражданским и арбитражным делам. Нередко заключение экспертов нужно для того, чтобы получить компенсацию от страховой компании либо от завода-изготовителя. По этой причине, в частности, обращался один из сетевых магазинов, когда в подсобном помещении произошел пожар из-за неисправности в новой холодильной камере. 

Был случай, когда эксперты Калужской пожарной лаборатории выявили дефект в автомобилях известной отечественной марки, которые несколько раз горели. На основании исследований дилер написал претензии заводу-изготовителю, и после этого повторяющуюся неисправность устранили. 

Опыт экспертов нашей лаборатории свидетельствует о том, что причины большинства пожаров из года в год одни и те же: неосторожное обращение с огнем, аварийные процессы в электросети и поджоги. Последние подразумевают человеческий умысел в сокрытии преступления, а соответственно, способы поджогов могут меняться. Совершенствуются ли они с годами? 

По словам начальника сектора судебных экспертиз, появляются более технически сложные способы поджогов с использованием таймеров, батареек для создания определенных импульсов спустя время после закладки устройства в очаг пожара. Все это делается специально, чтобы человек успел уйти на значительное расстояние и его не поймали. Правда, такие случаи известны нашим специалистам по информации из крупных городов, но сами они с этим в своей практике пока еще не сталкивались.