Искусство доброты

Уход человека — всегда трагедия. Но особенно тяжело, когда личность, профессионал покидает близких и дальних на взлете творчества.

Так случилось со Станиславом Минченко, заслуженным художником России. Выставка его памяти в зале Союза художников показала работы самого мэтра, его вдовы и учеников. Название экспозиции — «Продолжение». 

Высокий уровень представленных работ не оставляет сомнения — мастерство длится в поколениях. Однако на открытии выставки многие со слезами говорили о главном таланте Станислава Константиновича — доброте. Доброта — и фундамент, и главный итог культуры, и самый дефицитный «продукт» на сегодняшнем рынке жизни. Художник подобрал и выходил подбитого голубя, даже ос и мух не убивал, не прогонял — все хотят жить! Также чуток он был и к людям — поэтому так многогранны его портреты и юных, и зрелых. Эти качества проросли сквозь боль и труд.

Родился Станислав в голодном 1947 году в напрочь разрушенной за три года оккупации, ожесточённых боёв брянской деревне Титовке. Половину жизни художник провел в Ленинграде — сначала в училище имени В.А.Серова, затем — Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Калужанином Станислав Минченко стал, будучи уже зрелым мастером, в 1985 году. Искусствоведы полагают, что созданная им галерея портретов калужан по художественному уровню не имеет аналогов во всем современном отечественном искусстве.

У входа в зал вас встретит «сеятель и хранитель» русской земли — «Портрет ветерана», кавалера ордена Красной Звезды, хлебороба из родной деревни. Написан он в недоброй памяти 1998 году, но какое отношение имеют дефолт, бумажный кризис к этим полям и перелескам, к проселочной дороге, по которой герой вернулся с войны?

И греческая красота, и тревога Благовещения воплотились в «Портрете студентки Полины Алаевой». Модель, отзовитесь, сообщите свои координаты в Союз художников, вас ждет дар по щедрому завещанию мастера!

А вот вселенная вдовы мастера, члена Союза художников России Ларисы Минченко. На полотне «Мой дом» собраны немудреная утварь (горшки, туески, поварешки, корзины) крестьянского быта, плоды сада и леса (яблоки, калина), творение собственных рук (лоскутные занавески, тканые дорожки), наследие дедов — иконы и ключи от этого дома.

Работы учеников мастера продолжают тему памяти, верности корням.

Графика Максима Зеленского — «Дом из сказки». Дом Добромысловых — пьета, оплакивание былой красоты Калуги, ведь сегодня эти здания прогнили, еле держатся, и незаметно, чтобы архитектурные жемчужины самого центра губернского города собирались реставрировать.

Александр Фролкин из пышного ансамбля краеведческого музея выбрал вид через колоннаду в непарадный «Калужский дворик». Яркое апрельское солнце впервые осветило теленочка «В хлеву» Юлии Просецкой, он сам ослеплен золотом лучей и сейчас впервые в своей жизни выйдет пощипать зеленой травки.

«На камнях растут деревья» в графических листах Елены Королевой. Как мила «Улица Георгиевская без аляповатых вывесок и вазонов в гуаши Елены Мельниковой!

Константин Эдуардович запускает с ребятами воздушный шар на еще не заасфальтированной улице, которая еще зовется Коровинской. Дети готовятся к «Завоеванию околоземного пространства» на картине Михаила Пичугина.

Всех учеников Станислава Константиновича и не перечислишь в кратком репортаже.

В последние годы мастер стал и скульптором, и писателем. К счастью, о его творчестве издано несколько книг, представленных в экспозиции. Розы, хризантемы, стихи принесли памяти художника его близкие. Его творчество навсегда сохранит доброту его взгляда на мир.