Михаил Кузнецов: путь от клоуна до трагика

Театр существует, когда в нем живут Гамлет, король Лир, Дон Кихот, Нина Заречная. «Животики надорвать», балыком подкрепиться можно и в других заведениях.

А вот испытать катарсис, очищение через сострадание — только там. Дон Кихот Калужской драмы, заслуженный артист России Михаил Кузнецов прошёл путь от клоуна до трагика. Нет, он совмещает в себе и то, и другое. Как ему это удается? Откуда родом стойкость и оптимизм Михаила Алексеевича?

— И со стороны отца, и со стороны матери я — калужанин. Мой дед со стороны матери ходил с братьями на швейный заработок с машинкой через плечо в Москву. У них был свой тайный язык. Когда приходил заказчик, они говорили: «Однока, двокда, трока, чичи, пачи, шипкин, выпкин, кога, нога, дга». Шили обмундирование для высшего офицерского состава. Бабушка родом из деревни Поляны, что близ Зайцевой горы. Сразу после освобождения тех мест от фашистской оккупации всех местных жителей призвали хоронить павших воинов — бои на Зайцевой горе были страшные. Вся деревня была разрушена, бабушкин дом тоже, она жила в землянке. 

Мама, Марья Михайловна Воронина, пошла добровольцем на фронт как медсестра. Закончила она войну под Берлином. Кузнецовы же родом из села Утешева. Отец, Алексей Иванович, вспоминал о том, как фашисты спрашивали по домам «яйки, млеко», какие огромные сытые лошади-тяжеловозы тащили немецкие пушки. 

В конце войны, после окончания училища, он работал машинистом, а в 1946 году отца призвали в армию и направили в Молдавию. Там бендеровцы взрывали мосты в горах, разрушали железные дороги. Железнодорожные войска и восстанавливали пути, и боролись с бендеровцами, которые прятались по лесам, ущельям. Познакомились мои будущие родители в бараках на Середе, когда после службы приехали работать в Калугу.

Молодой паре дали квартиру на Чичерина, в которой я и родился. Назвали меня в честь старшего брата отца, Михаила, который погиб, защищая Ленинград. 

Коммуналка наша была населена почему-то сплошь Кузнецовыми, но совсем не родственниками, а однофамильцами. Отдельную квартиру моя семья получила, когда я был в первом классе. Соседи купили телевизор, пускали посмотреть нас на новое чудо, когда же «Рекорд» появился у нас, я впервые увидел цирк клоунов Маковского и Ротмана, фильмы Чаплина, выступление Ираклия Андроникова и пришёл в восторг. В пятом классе учительница повезла нас в Москву в Большой театр на оперу «Чио-Чио-Сан», и я запомнил это на всю жизнь.

— Когда я увидела, как вы выпускаете струи огня изо рта на ступеньках театра, то тоже была в восторге. Это так красиво и опасно!

— Об опасности не думаешь, в этом трюке есть цирковое чудо. Но до училища путь был долог. Чудо, что я вообще уцелел — забавы в моем детстве были опасные. В моде были блатная романтика, массовые драки «стенка на стенку», бросали неразорвавшиеся патроны, фугасы в огонь — их много было в овраге. 

У одноклассника была кинокамера, и мы сняли приключенческий игровой фильм, конечно, про шпионов. Я играл разведчика на мотоцикле. Занимался в футбольной секции «Локомотива». Спорт меня спас, а то ребята у нас были во дворе такие отчаянные, что уже никого из них в живых не вижу. Любили ходить в морской клуб, он располагался на Оке, ниже Центрального парка. Сначала сидел за рулем на огромном яле — вёсла мне были ещё не по силам. Ходили вверх по реке до Угры. 

Когда учился в гидромелиоративном техникуме, занимался велосипедом, лыжами. Стал кандидатом в мастера спорта на первенстве России в многодневной велосипедной гонке. И в спортивном лагере, и в армии я любил развлекать товарищей, повторяя юмористические миниатюры, которые видел по телевизору, кусочки ролей Крамарова, Папанова, Леонова. Служил в роте связи в научно-исследовательском институте, занимался спутником. 

— Вот и космическая тема у нас в беседе возникла! 

— У нас в части ребята организовали вокально-инструментальный ансамбль, а я был ведущим, конферансье, читал пародии. Стал мучиться — как реализоваться? Читал Станиславского, Андроникова. Решился поступать в эстрадно-цирковое училище, то, которое заканчивал Геннадий Хазанов. И поступил! 

В студенческие годы меня поразил Иннокентий Смоктуновский в роли Иудушки Головлёва. Он был так заразителен в изображении подлости, настроен на партнёра, на сверхзадачу. Я возненавидел Иудушку и понял, что такое актёр. После выпуска несколько лет работал в паре с клоуном Анатолием Смыковым, мы объехали с цирком всю страну. В Калугу вернулся ухаживать за родителями, работал в филармонии. 

— Там сейчас остро не хватает разговорного жанра!

— Я ощущал потребность в режиссёре, и меня познакомили с Романом Соколовым. Он поставил для меня номер по сказкам Саши Чёрного, но, конечно, на эстраду его не пропустили. Роман Валентинович пригласил меня в труппу театра, первой ролью стал Кащей Бессмертный в постановке Валерия Якунина. Я «пыхал» огнём прямо на сцене. И дети, и их мамы потом писали письма! Был плотно занят в постановках. 

Первым спектаклем Александра Плетнева были «Игроки», роль Кругеля. Потом он назвал меня «талисманом», занимал в каждой постановке. Александр Борисович «не давил», он очень хорошо, подробно умел разбирать персонаж. Он давал возможность актёру для творчества, цеплялся за всё полезное, что ты приносил для роли.

— Как вы сумели сохранить прекрасную физическую форму? Вы занимаетесь спортом, ограничиваете себя в еде?

— Не в коня корм! Я не могу долго сидеть, диван и телевизор — не для меня. Когда живёшь в своём доме, много забот — ремонт, улучшения, уход за садом. В этом сезоне перекрыл крышу. Это интересно! В театре мы работаем группой, и сделанное тут же уходит в прошлое. А столярная работа остаётся, виден результат труда. Для мужчины экстремальные условия — залог здоровья. 

— У вас есть мечты?

— Хочется попутешествовать по стране на машине, увидеть океан. А в театре нельзя загадывать, актёр себе не принадлежит. От пустых мечтаний берегут семья, дом, четыре внука. К тому же моя жена — профессиональный театральный критик, делает очень точные разборы. 

— Хочется спросить у человека, лицо которого украсило первый номер плетнёвского альманаха «Культурные люди»: что такое культура?

— Доброта! Нравятся застенчивые люди… Мюнхгаузен вытаскивал себя из болота за волосы, у него внутри была внутренняя сила, нужно ставить перед собой цели и задачи. Нужна воля! Да, из болота лени и невежества можно вытащить себя только способом правдивого барона.

…Заразительная энергия заслуженного артиста России Михаила Кузнецова и его неунывающих героев подкрепит вас. Приходите на Дон Кихота Калужского!