Дети-отличники считают себя неинтересными

Большинство родителей мечтают о том, чтобы их ребенок в школе был отличником, считая, что блестящие успехи в учебе являются залогом будущего успеха.

А сами отличники далеко не рады своему амплуа и порой страдают от него всю жизнь.

Под «комплексом отличника» подразумеваются завышенные требования к себе и к другим людям, стремление быть во всем и всегда первым, при этом не имея права на ошибку и с огромным внутренним страхом возможных неудач.

Такие дети уже с начальной школы «заболевают» этим комплексом. Если родители отлично успевали в школе и университете, то у ребенка есть большие шансы пойти по их стопам. Яблоко от яблони…

А бывает, что ребенку не хватает обычного внимания родителей, и он получает его при условии достижения хороших результатов. 

Еще одна причина появления комплекса — проблемы в общении. Школьнику трудно найти друзей в коллективе, но есть желание самоутвердиться. Отличные отметки дают ему определенный статус и уважение в классе. В то же время страх утратить привлекательную позицию очень велик: ребенку кажется, что без своих успехов и побед он будет не интересен и не важен сверстникам.

Привычка трудиться в поте лица ради одобрения (при том, что удовольствия от самого процесса учения никакого!) в будущем оборачивается проблемами на работе и дома. 

Отличницы пытаются добиться одобрения начальника безукоризненным исполнением его требований, в то время как он, быть может, ждет от них инициативы, свежих идей. Но креативить они не привыкли, не умеют. В отличие от более свободных в своих действиях троечников, они лишь хорошие исполнители. 

В семье отличники следуют стереотипу хорошей жены, так же выматываясь дома, как и на работе. Они ждут от своих домочадцев ответного отклика — восхищения, а те часто воспринимают их трудовые подвиги как должное. 

Если ваш ребенок стремится «всегда и во всем быть примером» в учебе, хотя сам школьный процесс ему не нравится, стоит на это обратить внимание. Нужно дать понять и почувствовать, что его любят не за отличные отметки и победы на олимпиадах.

Если он боится проиграть, быть осмеянным в классе — объясняйте, что каждый имеет право на ошибку. К тому же необязательно быть всезнайкой, нужно выделить что-то основное, наиболее важное и перспективное, и сосредоточить на этом направлении свои усилия.

Поощряйте отношения с теми из приятелей, с кем его связывает не только школьная дружба, а увлечения и совместная деятельность. Спортивная команда, театральная студия, научный кружок позволят человеку освоить различные социальные роли и подарят настоящих друзей.