Машина времени Булгакова

Калужские театралы хорошо помнят этого человека. Валерий Кириллов — искрометный, феерический Аметистов из эпатажной постановки булгаковской «Зойкиной квартиры», привезенной на прошлый фестиваль старейших театров России коллективом из Ярославля. Актер первого театра империи, основанного самим Федором Волковым, поставил в Калуге любимую многими феерию «Примадонны», и вот  снова Булгаков.

На премьере «Иван Васильевич: назад в будущее» по пьесе Михаила Афанасьевича, кажется, даже люстра раскачивалась от хохота зрителей. Актуальность классики проняла всех счастливых обладателей билетов. Кто же он, режиссер, подаривший городу этот праздник? 

— Кирилл Юрьевич, как получилось, что вы избрали такую яркую, но и рискованную профессию? 

— Я родился в маленькой деревне в Тамбовской области. Мама была дояркой, брала меня с собою в коровник, и в обеденный перерыв я развлекал работниц. Меня ставили на бидон для молока, и я показывал им и то, что видел по телевизору (миниатюры Аркадия Райкина, Геннадия Хазанова), и то, что заметил в жизни, — председателя, кассира, деревенских пьяниц. Доярки, сидя на бидонах, хохотали, и мне это безумно нравилось. Когда в наш сельский клуб, переделанный из бывшего поповского дома, приезжали артисты, меня публика просила выступить. Представляете, выходит солистка филармонии и поет какую-нибудь «арию Мюзетты». Трактористы зевали и просили: «Валерка, выйди, изобрази что-нибудь наше!». 

До десятого класса я не видел театрального спектакля, поэтому мечтал быть не драматическим артистом, а эстрадным. После окончания школы я поехал поступать в училище эстрадно-циркового искусства. Меня прослушивали полтора часа, я рассказал все наши деревенские байки, комиссия смеялась. Но просили представить фотографию в плавках анфас и в профиль — все-таки училище эстрадно-цирковое. 

Дома друг сфотографировал меня на фоне нашего озера и стада коров. Пришел ответ: «В связи с несценичной внешностью вы не можете быть допущены к вступительным экзаменам…»

— Калужский зритель помнит, что это совсем не так!

— Это был удар на всю жизнь. Но все было к лучшему. Учительница, руководитель школьного литературного театра, посоветовала не расстраиваться, а поступать в Воронежский институт искусств на театральный факультет. Там я проучился год на курсе народного артиста России Глеба Дроздова. Он пригласил меня доучиваться в Ярославское театральное училище. Его оканчивали, например, такие артисты, как Сергей Крылов, Анна Самохина, Андрей Болтнев и многие другие. 

— Я с благодарностью помню ярославский спектакль «Три сестры» в постановке Пускепалиса, который ваш театр показал на фестивале в Калуге…

— Я играл в нем Кулыгина.

— Если бы у вас был свой собственный театр и неограниченный бюджет, что бы вы ставили? 

— Пушкина: «Капитанскую дочку», «Бориса Годунова», «Маленькие трагедии», Шекспира «Много шума из ничего».

— Как вы сумели развить свой вкус от предпочтения монологов Хазанова до любви к Пушкину?

— Нужно читать хорошие книжки, разговаривать с хорошими людьми, быть погруженным в правильную среду. 

— А как узнать, понять, что хорошо, что плохо? Ведь понимание требует усилия, а я, например, хочу комфорта. 

— Это лень. Все новое требует усилий. Необходимо желание быть лучшим, быть в форме. Если бегун преодолевает стометровку быстрее, чем за девять секунд, — он в форме. Бессмысленно хвалиться тем, что ты делал в прошлом сезоне. Что ты можешь прямо сейчас? В этом родственность творчества со спортом.

История восприятия красивого человеком начинается с папы, мамы, воспитателя в детском саду, тогда есть шанс, что человек воспримет прекрасное. 

— Вы находитесь в завидной спортивной форме. Как это достигается?

— Я очень много работаю, жесткий график, много поездок, ставлю в Ярославле массовые праздники, режиссирую в Ярославском, московских театрах, организую фестиваль «Автоэкзотика»… 

— Как мы решились взяться за «Ивана Васильевича» после киношедевра Леонида Гайдая?

— Этот фильм помогает восприятию спектакля, зовет на него. Все смеховые точки есть у Булгакова! Актуальность пьесы в том, что в момент кризиса у многих стало возникать настроение: «Только жить начали, и вот опять началось «не то» время, попали в «запендю» (по Чехову). У Булгакова инженер хочет перебраться из коммуналки 1935 года с помощью своей машины времени туда, где лучше. 

— Эмигрировать?

— Да, рвануть! Но пьеса заканчивается тем, что в любом времени можно быть счастливым и сделать счастливым близкого человека. Не «греть Вселенную», а согреть озябшую руку одного ребенка. 

Итак, нам в очередной раз доказали, что «времена не выбирают»: Инженер (Кирилл Бессонов), Зина (Людмила Фесенко, Анастасия Семисенко), Иван Васильевич (Игорь Кумицкий), Милославский (Игорь Корнилов), Якин (Вячеслав Голоднов) и большая половина труппы завертят вас в водоворот булгаковского вымысла. «Одёжа» (так написано на афише), по словам режиссера, «козырная», мехов одних сколько! «Припевы»-ретро Утесова и Вертинского исполнены «со смаком». Хор бояр грянул «В бананово-лимонном Сингапуре» — самую модную песню на тот момент. Зина, звезда немого кино, появилась не только «живьем», но и на экране, в специально снятом и состаренном Якиным — Эйзенштейном, новатором, фильме. 

Спешите видеть!