Как-то мне посчастливилось в Москве попасть в Центральный дом работников искусства на встречу с актером Георгием Бурковым. Я мало была знакома с его творчеством. Еще не было ни фильма «Гараж», ни «Калины красной», ни тем более «Иронии судьбы…». Пошла просто от нечего делать. И влюбилась в этого актера-философа, обладавшего прямо-таки энциклопедическими знаниями.
Пройдут годы, и я буду ходить непременно на фильмы, где занят этот неповторимый, ни на кого не похожий актер. В принципе, главных ролей он почти не играл, но весь фильм играл от его даже небольшого присутствия. Наверное, такой отпечаток оставляет на талантливом человеке провинция, где нет столичной суеты, а только тишина и возможность поразмышлять, сосредоточиться на главном. Он даже не закончил театрального вуза, но это ему было и не нужно — университетами были книги.
Единственный, горячо любимый в семье ребенок, он мог бы стать юристом. Поступил в университет, но юриспруденция была для него слишком суха и скучна. А студия при драмтеатре увлекла полностью. И вот он уже принят в труппу и делает первые успехи на сцене. Так случилось, что в Пермь с гастролями приехал московский театр имени К.Станиславского. Бурков в этом разглядел знак судьбы и напросился на прослушивание к режиссеру Львову-Анохину. Взял роль Поприщина в гоголевских «Записках сумасшедшего». Мэтр театра был потрясен и сразу же пригласил его в столицу, пообещав даже жилье в общежитии.
Когда по театру разнеслась весть о том, что в труппу принят новый актер из Перми, сколько талантливый, столько и чудаковатый, — всем хотелось быстрее увидеть талантливого самородка. Юная актриса Танечка Ухарева столкнулась с новичком возле доски с распределением ролей. Сказать, что актер выглядел чудно — не сказать ничего. На нем был в фиолетовую клетку пиджак, перешитый матерью из пледа, тяжеленные брюки, скроенные из матросской робы, красный свитер. Мать, отменная швея, снарядила в столицу сына в полном соответствии со своими представлениями о том, как надо выглядеть. «Вы Бурков?» — пискнула Таня. «А вы Ухарева? Будем вместе играть». Вместе им и пришлось играть, пока не разлучила смерть.
За Таней Бурков не ухаживал, просто в один день взял и рубанул: «Выходи за меня замуж!». И сразу услышал: «Да». Наверное, она первая разглядела в глазах своего Жоры море ласки и детской наивности. Однако свадьба получилась со скандалом. Мало того, что накануне Бурков выпил с друзьями лишнего. Случился и в Танином доме неприятный разговор. Отец прочел в «Правде», что по Москве бродит маньяк, прибывший из Перми, и все описания сходились с образом Буркова. Таня хлопнула дверью и ушла из дома.
И это еще не все. Таня сделала роскошную прическу — «качели», как у Майи Кристалинской, которую Бурков осмеял. Пришлось красоту смывать, и в загс она ехала мокрая, как мышь. В зале бракосочетания молодожены тоже смотрелись чудно — хмельной Георгий падал на невесту, а регистраторша таращила на них глаза.
В семидесятые годы для Буркова распростер объятия кинематограф. «Печки-лавочки», «Калина красная», «Они сражались за Родину», «Служебный роман», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово». Много его снимал Эльдар Рязанов. Но встреча с Василием Шукшиным стала для него особенной, как первая любовь. Они были настолько одинаковы в своих мироощущениях, что не могли друг без друга прожить и дня.
Когда решался вопрос о создании Центра культуры имени В. Шукшина, другой кандидатуры на должность директора, кроме Буркова, не было. Теперь у него были не только театр и кино, но и работа с молодыми актерами. Об этом он мечтал всегда, не очень доверяя театральным педагогам. Считал, что талант актеру дан Богом. Главное, чтобы он был личностью, а мастерство приходит с годами. Это он и подтвердил своим творчеством, своим упорным самообразованием. Вряд ли кто из его коллег может похвастаться, что одолел все произведения Константина Станиславского и Михаила Чехова. А он изучил их от корки до корки. В актерском кругу его называли «чудаком из Перми» и «ироничным Дон Кихотом». Последнее — в точности про него!
Вспоминает жена: как только в доме появлялись деньги, они сразу тратились на книги. Да и любимые писатели у Буркова были нестандартные: Соллогуб, Лесков, Платонов. Вот почему его встречи со зрителями были всегда разными и захватывающе интересными.
Что-то напутал Лев Толстой, утверждая, что все счастливые семьи счастливы одинаково. И союз Татьяны Ухаревой с Георгием Бурковым тому подтверждение. Случай с его кончиной кажется какой-то нелепицей. Таня с дочерью поехали на дачу, а Георгий полез за книжкой, подставив журнальный столик на колесах. Они его и подвели. Упал, и болевой шок спровоцировал сердечный тромб.
А вообще-то этот день обещал быть счастливым — ему позвонил Рязанов и пригласил в свою картину «Небеса обетованные». Разве это не ирония судьбы?..
Комментарии
Больше по теме
«А кто ещё туда поедет?» Зачем гуманитарщики везут груз на передовую
Гавайская вечеринка на уроке истории
Англичанка из Барятина