Ироничный Дон Кихот

Как-то мне посчастливилось в Москве попасть в Центральный дом работников искусства на встречу с актером Георгием Бурковым. Я мало была знакома с его творчеством. Еще не было ни фильма «Гараж», ни «Калины красной», ни тем более «Иронии судьбы…». Пошла просто от нечего делать. И влюбилась в этого актера-философа, обладавшего прямо-таки энциклопедическими знаниями.

Пройдут годы, и я буду ходить непременно на фильмы, где занят этот неповторимый, ни на кого не похожий актер. В принципе, главных ролей он почти не играл, но весь фильм играл от его даже небольшого присутствия. Наверное, такой отпечаток оставляет на талантливом человеке провинция, где нет столичной суеты, а только тишина и возможность поразмышлять, сосредоточиться на главном. Он даже не закончил театрального вуза, но это ему было и не нужно — университетами были книги.

Единственный, горячо любимый в семье ребенок, он мог бы стать юристом. Поступил в университет, но юриспруденция была для него слишком суха и скучна. А студия при драмтеатре увлекла полностью. И вот он уже принят в труппу и делает первые успехи на сцене. Так случилось, что в Пермь с гастролями приехал московский театр имени К.Станиславского. Бурков в этом разглядел знак судьбы и напросился на прослушивание к режиссеру Львову-Анохину. Взял роль Поприщина в гоголевских «Записках сумасшедшего». Мэтр театра был потрясен и сразу же пригласил его в столицу, пообещав даже жилье в общежитии.

Когда по театру разнеслась весть о том, что в труппу принят новый актер из Перми, сколько талантливый, столько и чудаковатый, — всем хотелось быстрее увидеть талантливого самородка. Юная актриса Танечка Ухарева столкнулась с новичком возле доски с распределением ролей. Сказать, что актер выглядел чудно — не сказать ничего. На нем был в фиолетовую клетку пиджак, перешитый матерью из пледа, тяжеленные брюки, скроенные из матросской робы, красный свитер. Мать, отменная швея, снарядила в столицу сына в полном соответствии со своими представлениями о том, как надо выглядеть. «Вы Бурков?» — пискнула Таня. «А вы Ухарева? Будем вместе играть». Вместе им и пришлось играть, пока не разлучила смерть.

За Таней Бурков не ухаживал, просто в один день взял и рубанул: «Выходи за меня замуж!». И сразу услышал: «Да». Наверное, она первая разглядела в глазах своего Жоры море ласки и детской наивности. Однако свадьба получилась со скандалом. Мало того, что накануне Бурков выпил с друзьями лишнего. Случился и в Танином доме неприятный разговор. Отец прочел в «Правде», что по Москве бродит маньяк, прибывший из Перми, и все описания сходились с образом Буркова. Таня хлопнула дверью и ушла из дома.

И это еще не все. Таня сделала роскошную прическу — «качели», как у Майи Кристалинской, которую Бурков осмеял. Пришлось красоту смывать, и в загс она ехала мокрая, как мышь. В зале бракосочетания молодожены тоже смотрелись чудно — хмельной Георгий падал на невесту, а регистраторша таращила на них глаза.

В семидесятые годы для Буркова распростер объятия кинематограф. «Печки-лавочки», «Калина красная», «Они сражались за Родину», «Служебный роман», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово». Много его снимал Эльдар Рязанов. Но встреча с Василием Шукшиным стала для него особенной, как первая любовь. Они были настолько одинаковы в своих мироощущениях, что не могли друг без друга прожить и дня. 

Когда решался вопрос о создании Центра культуры имени В. Шукшина, другой кандидатуры на должность директора, кроме Буркова, не было. Теперь у него были не только театр и кино, но и работа с молодыми актерами. Об этом он мечтал всегда, не очень доверяя театральным педагогам. Считал, что талант актеру дан Богом. Главное, чтобы он был личностью, а мастерство приходит с годами. Это он и подтвердил своим творчеством, своим упорным самообразованием. Вряд ли кто из его коллег может похвастаться, что одолел все произведения Константина Станиславского и Михаила Чехова. А он изучил их от корки до корки. В актерском кругу его называли «чудаком из Перми» и «ироничным Дон Кихотом». Последнее — в точности про него!

Вспоминает жена: как только в доме появлялись деньги, они сразу тратились на книги. Да и любимые писатели у Буркова были нестандартные: Соллогуб, Лесков, Платонов. Вот почему его встречи со зрителями были всегда разными и захватывающе интересными. 

Что-то напутал Лев Толстой, утверждая, что все счастливые семьи счастливы одинаково. И союз Татьяны Ухаревой с Георгием Бурковым тому подтверждение. Случай с его кончиной кажется какой-то нелепицей. Таня с дочерью поехали на дачу, а Георгий полез за книжкой, подставив журнальный столик на колесах. Они его и подвели. Упал, и болевой шок спровоцировал сердечный тромб.

А вообще-то этот день обещал быть счастливым — ему позвонил Рязанов и пригласил в свою картину «Небеса обетованные». Разве это не ирония судьбы?..