Пигмалион и Галатея

Кому не известен миф Древней Греции о скульпторе с острова Крит Пигмалионе, который из слоновой кости вырезал статую прекрасной девушки Галатеи и влюбился в нее?

Именно такую актрису «вылепил» кинорежиссер Сергей Колосов. Ее имя известно всему киномиру — Людмила Касаткина.

В ее биографии — всё редкость. Она была по жизни предана одному-единственному Театру Советской армии. И единственному мужу, с которым прожила более шестидесяти лет. А похоронив его, через несколько дней ушла вслед за ним.

Круглолицая хохотушка, любительница пошутить, Людмила дни своего детства вспоминала с грустью. Жила с семьей в селе Володарском под Смоленском небедно: корова с теленком, лошадь с жеребенком, овцы, поросята, куры. Но началось гонение на середняков, и, чтобы не очутиться среди ссыльных в Сибирь, в 28-м году бежали из родных мест в Москву. Жили в ужасающих условиях: полутемный тесный и сырой подвал, где некогда князья Оболенские хранили всякую рухлядь. Страстью маленькой Люды были танцы. Училась, пока не началась война. 

Она ее встретила, находясь в гостях у бабушки под Можайском. Помнит, как по полю скакал на лошади парень и кричал: «Война, война!» И уже в небе появились вражеские самолеты, и на дома, на дороги стали падать бомбы. А мама все не ехала за ней. Тогда бабушка, повесив внучке на плечи мешок с продуктами, перекрестила и отправила вместе с колонной беженцев в Можайск. Счастье, что с мамой она все-таки встретилась на вокзале. Началась жизнь в прифронтовой Москве, с дежурствами на крышах и в госпиталях, с голодом и бомбежками. В это самое время Людмила записалась в студию художественного слова, где мудрые педагоги лечили детей от страха, приучая их к прекрасной музыке стихов великих поэтов. Таков был педагогический прием — голоду и ужасу от воя сирен противопоставлялись красота и музыка пушкинских строк.

Конечно, никуда, кроме ГИТИСа, Людмила поступать не собиралась. На вступительных экзаменах читала одну из «Итальянских сказок» Горького. А когда закончила, увидела, что члены комиссии платками утирали слезы. Сам Михаил Тарханов благословил ее на служение Мельпомене. После вуза ее путь был в Театр Советской армии, которым руководил Алексей Попов, человек далекий от дрязг и интриг, для которого важнее была внутренняя атмосфера театра. Да только не весь худсовет единодушно приветствовал появление молоденькой актрисы.

Но вот накануне премьеры «Стрекозы» заболела ведущая актриса, а Людмила в качестве дублерши репетировала роль не так старательно. Вызвал главреж и буквально ошпарил кипятком: надо играть, причем имея в виду, что на спектакле будет масса различных лауреатов. Это был первый случай в актерской биографии, когда она была на грани обморока. Но сыграла. Аплодировали бурно.

И все же в театре на нее посмотрели серьезно только после того, как ее пригласили на «Ленфильм» и предложили главную роль в фильме «Укротительница тигров». Работа предстояла серьезная. Мало того, что ее героиня Леночка Воронцова должна была научиться управлять мотоциклом, но главное — войти в клетку с тиграми. От этого она отказалась наотрез. Ее здесь дублировала знаменитая дрессировщица Маргарита Назарова. Касаткина сыграла блестяще и, как говорится, наутро проснулась знаменитой.

А теперь самое время сказать о самом Пигмалионе. Молодой офицер Сергей Колосов пришел в ГИТИС и случайно после лекций столкнулся с группой студентов актерского курса. Они его познакомили с Людмилой, как бы между прочим намекнув, что у нее день рождения. Он напросился в гости, начистил сапоги, купил букет пионов. Пришел, а ему говорят, что Касаткина по этому адресу не проживает. Это была ее очередная шутка.

Свадьба состоялась только спустя четыре года. Таковым было условие невесты, ей хотелось проверить — любовь ли это? За эти годы Сергей не только отвадил от Людмилы многочисленных ухажеров, но и доказал ей свою необходимость. Он, уже известный режиссер, приглашает Касаткину в свои фильмы, причем выстраивая свою фильмографию так, чтобы раскрыть разные стороны актерского дарования жены.

Одно страстное желание касалось все же театра, который она любила больше кино, — ей хотелось сыграть Флорелу в «Учителе танцев». Спектакль ставил яркий и самобытный мастер сцены Владимир Канцель. Набралась смелости и пошла предлагать себя. Он даже обмер от такой наглости: «Ты что, молода еще! Что будешь делать рядом с Зельдиным?! Как будешь танцевать «Большое болеро» на такой агромадной сцене?» Ах так, подумала Касаткина, и стала по ночам репетировать с Зельдиным. Наступил день просмотра. Канцель вошел в зал насупленным и молчаливым. Людмила танцевала, а потом — шквал аплодисментов, которые перекрыл крик Канцеля: «Всё, сразила! Играешь Флорелу!» 

В 1956 году Людмила Касаткина за фильм «Укрощение строптивой» получила звание заслуженной артистки РСФСР. Таким молодым подобные награды не давались! А жюри II Международного фестиваля за лучшую женскую роль вручило ей приз «Золотая нимфа». Но главная звездная роль была впереди. Сергей Колосов начал съемки многосерийной ленты «Вызываем огонь на себя». Действие фильма происходит на Брянщине. На самом же деле разведчица, руководитель подпольной группы Аня Морозова — наша, мосальская. Здесь следует сказать не только о блестящей работе Касаткиной, но и отметить принципиальность Колосова, который после выхода фильма в прокат добился того, что посмертно героине было присвоено звание Героя Советского Союза.

Наверное, по степени сложности и проникновенной правдивости рядом с этим фильмом нужно поставить еще одну работу супружеского дуэта — «Помни имя свое». Там актриса рассказала о трагической судьбе Зинаиды Воробьевой, прошедшей Освенцим, где у нее отобрали сына, с которым ей удалось встретиться лишь спустя четверть века. Тогда Касаткина была названа не только актрисой года, но и была удостоена звания народной артистки СССР.

 Мы видели её всякой: безвольной милашкой — «Душечка», резкой и непримиримой — «Операция «Трест», знойной Флорелой — «Учитель танцев», женщиной с разорванной душой — «Дороги Анны Фирлинг». Последней ее работой стала роль странной миссис Сэвидж, которую в свое время блестяще сыграли Фаина Раневская, Вера Марецкая и Любовь Орлова.

В конце сказок обычно пишут так: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день». Людмила тяжело заболела пневмонией. Муж не отходил от нее ни на минуту. Его сердце не выдержало первым — он умирает от инсульта. Проститься с ним Касаткину из больницы привез сын. Никто не мог даже предположить, что Сергей так быстро позовет ее к себе. И это, наверное, хорошо, потому что, по словам сына, «маме без него было бы невероятно тяжело жить».