Хор красок

Придите в выставочный зал Калужского отделения Союза художников России, послушайте «хор» девяноста двух голосов.

Именно столько мастеров представили свои произведения на юбилейной выставке, посвященной 60-летию организации. Творцы очень разные, а звучание получилось стройное — его взрастила наша земля, ее скромная природа, пышная культура, трудная история.

Многолюдный торжественный вечер открытия экспозиции получился долгим — столь многих нужно было почтить памятными наградами. Это сделали представитель секретариата Союза художников России Галина Корзина и министр культуры и туризма Калужской области Павел Суслов.  Среди участников праздника были и народный художник России Валентин Белов, и заслуженный художник России Владислав Собинков, чей список выставок насчитывает более ста наименований, и только что принятые в союз мастера. 

Зачем творческим людям объединение? Об этом размышляет в предисловии к юбилейному тому «Художники земли Калужской» искусствовед Владимир Обухов. 

Презентация книги заключила вечер, и блестяще исполненный том даст полезную информацию о 119 ныне действующих авторах и тех, кто, увы, покинул нас за минувшее десятилетие. Книга вышла в четыре раза тоньше аналогичного издания десятилетней давности, что наглядно и достоверно показывает уровень инфляции, и не только. 

Владимир Обухов вспоминает: «В послевоенную эпоху сложились социальные механизмы и технологии государственной художественной деятельности… Союз художников был координатором и распределителем государственных заказов. По сей день на площадях и улицах городов и весей Калужской области, в интерьерах общественных организаций и государственных учреждений можно увидеть статуи и рельефы, мозаики и витражи, росписи и сграффито, созданные местными мастерами. И почти всегда это  — полноценные художественные создания, эстетизирующие быт, обогащающие социальную среду и поныне значимыми смыслами. 

Художественная деятельность имела тогда высокий социальный статус, воспринималась как общегосударственное дело. В этих условиях и художническая работа становилась динамичной и содержательной…». 

Искусствовед откровенно признает, что работы «нередко были отяжелены идеологической нагрузкой». Впрочем, почему «были»? «Жить в обществе и быть независимым от общества нельзя». Вчера писали Первомай, сегодня — Пасху; вчера — революционера Кубяка, сегодня — Николая II. 

Отрадно, что у нас в городе, в отличие от многих недальновидных, нетолерантных поселений, не снесли памятники Софье Перовской, автору «Капитала». Если художник искренен в своих идейных пристрастиях, его творения всегда заразительны.

Владимир Михайлович приводит пример того, как картина калужан Георгия Абрамова, Никифора Ращектаева «На фронт», созданная в 1957 году, прогремела на весь СССР, стала вехой в развитии искусства. И тут же сетует на то, что «глубинные пласты старого калужского искусства еще пребывают в безвестности», хотя ни в чем не уступают работам столичных мастеров.

«Соцреализм без берегов» оставил яркие творения, и поныне их создатели — костяк Калужского отделения СХР. Его «дети» — объединения художников-космистов АКАНИС (Академия аналитического искусства) и «Окоём» (сливший воедино традиции реализма и авангарда). 

Владимир Обухов сказал: «В советские времена именно авторитет Союза художников служил защитой всего художнического сообщества от произвола чиновничества. 

Но еще более значима стала его позиция в  постсоветскую эпоху, когда на русскую культуру обрушились валы новобуржуазного кича м чрезвычайно популярна стала постмодернистская «теория относительности прекрасного». 

В Выставочном зале утверждается абсолют, иерархия красоты. Работы разных лет и авторов «подсвечивают», «оттеняют» друг друга. 

Вот стальная скульптура Михаила Камышанского 1998 года — воин на «Планете цветов». Он выходит из своих доспехов, ступая босой ногой на мураву, и меч превращается в стебель. Мальчишка-«Поваренок» Антона Гольдина стряпает что может на пикнике — бутерброды с луком да чай. 

Деревянный «Пассажир метро», вырезанный Сергеем Гоздинским в 1994 году, увлеченно читает газету. Забавно вспомнить! 

Валерий Манаенков был в искренней эйфории, когда замыслил картину «Бессмертный полк. День Победы 9 мая в Калуге» — все, что дорого автору, соединилось на полотне. Филигранная отливка заслуженного художника России Николая Смирнова достойна своей модели — героя войны 1812 года калужанина Д. А. Делянова.

«Бабочки навсегда!» — восклицает своей серией гобеленов «Времена года» заслуженный художник России Тамара Таненкова.

Александр Сергеевич Пушкин прогуливает на золотой цепи Кота Ученого в композиции кукол Марины Гусевой. Заслуженный художник России Ирина Камышанская поддержала бренд города, изобразив четырехлетнего «Мечтателя» в музее космонавтики! Остановись, мгновение!

Экспозиция вызывает чувство физической плотности, но не давит. Наоборот — каждая картина открывает окно в мир яркого художника. 

Не упустите возможность обозреть все изобразительное искусство Калуги разом. Вход, как всегда,  свободный!