Зеркало гобелена

В преддверии шестидесятилетия Калужского отделения Союза художников России открылась юбилейная выставка Ирины Полежаевой.

С детских лет она училась магии искусства — сначала в изостудии Брянского дворца пионеров, затем — в Ростове-на-Дону, в прославленном художественном училище им. Грекова, позже — в Пензенском художественном училище им. Савицкого.

Став профессионалом, Ирина Григорьевна объездила всю Родину — от Молдавии до Средней Азии, от Казахстана до Прибалтики, от Воркуты до Мурманска, собирая, как пчела мед, живые впечатления от пленэров.

Уже сложившимся мастером она поступает в Московское художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). Окончив его с отличием, став художником декоративного искусства, Ирина Полежаева получает распределение на суконную фабрику «Красный Октябрь». 

Об этой фабрике, о юности, проведенной в жемчужине русской архитектуры Боровске, недавно с теплом вспоминала наша гостья, народная артистка России Нина Усатова. Она ткала простые клетчатые платки, а Ирина Полежаева разрабатывала рисунки (кроки) для жаккардового ткачества. Рисунки экспонировались на международных выставках во Франкфурте-на-Майне, в Прибалтике. 

На выставке представлены портреты, натюрморты, пейзажи в виртуозно освоенных мастером техниках масляной живописи, акварели, темперы. 

На новый виток ее искусство вышло в 1991 году, когда она совместно с мужем, поэтом Александром Полежаевым, занялась разработкой и изготовлением гобеленов ручного ткачества. 

В ОАО «Боровчанка» супруги создали мифический мир, шерстяную радугу. Гобелены украшают интерьер Калужского представительства в Москве, музеи Москвы, Калуги, Обнинска, Белгорода, вошли в частные коллекции любителей искусства из Италии, Норвегии, Германии. 

В 1996 году Ирина Полежаева, а через год ее муж и соавтор стали членами Союза художников России. О чем их искусство? К счастью, оба человека достигли зрелости к началу творчества, их жизненный опыт, серьезное образование, широта географии их исследований определили весомость экспозиции. 

Вот «визитная карточка» Ирины Полежаевой — гобелен «Высоты Боровска». Стихи ее супруга поясняют, что высоты эти — не холмы и колокольни, а простота и несуетность:

Слишком вера поистрепалась.

И не в Бога. В себя самих. 

Да еще в красоту и радость.

Да уж ладно. Уж как-нибудь.

И без них обретем опору.

Продолжается долгий путь.

И не к низу идем, а в гору.

Эта панорама Боровска кругла, как вся Земля, и океан неба сливается в гобелене с водами реки. 

«Русская доля» — серп, «читающийся» и как исламский полумесяц, и как растущая луна; крест, стакан с красным вином причастия и те гвозди, которыми приколачивали к кресту Спасителя; нож, который вот-вот вонзится в землю… 

Размышления Ирины Полежаевой о серединном пути России, «Евразия», свели вместе символы Востока и Запада. В центре гобелена — «Мадонна Орифламма» Николая Рериха. На полотне 1932 года прекрасная женщина держит развернутое знамя Пакта Мира, как Богородица свой защитный Покров. 

На знамени — три красных круга в единой окружности. Толкования знака многоплановы: прошлое, настоящее, будущее в круге вечности; наука, искусство и религия в едином круге культуры. Центральную часть гобелена окружают, как клейма на иконе, фрагменты истории, пейзажи нашего материка.

То, как точное наблюдение становится материалом для обобщенных образов, видно, если сравнить, например, «Лодочные ангары» (бумага, тушь) с гобеленом «Ангары». Поистине, «бог в деталях»!». Только конкретность формы дает глубину содержания.

История искусства — такая же добыча для глаза художника, как природа. Вот «Давид» смотрит на зрителя глазами врубелевского «Демона». Вот «Одержимая» жаждет любви, как «Саломея» Бориса Мессерера. Портреты Ирины Полежаевой всегда немного автопортреты и всегда — новая стилистика. Художник выбирает из гардероба истории искусства то «платье», которое отражает душевный склад модели. Поразительный «Портрет деда» показывает лицо человека, построившего и страну, и дом, защитившего и миллионы жизней, и свою семью. 

«О, Русь — степная кобылица» — скок красных коней на гобелене радостен и волен. Именно на фоне этого произведения Ирина Полежаева выткала двойной «Автопортрет» супругов-художников. Удивительная гармония двух людей, двух творцов, двух учеников жизни дала яркие плоды красоты и познания. 

Все сущее —

От бабочки-подёнки

До прочих форм величины любой —

Живет — течет по замкнутой воронке,

То вне, то внутрь стремясь само собой…

И даже расширение Вселенной 

Лишь чей-то вздох,

Наставший в свой черед.