Весь этот бренд

Все знают, что в Туле — пряники и самовары, в Вологде — масло, в Калуге — да хотя бы даже космос. Но вот только эти «визитные карточки» так и не стали официальными брендами. Почему и кто это решает?

Для начала разберемся, зачем вообще нужен брендинг? Все просто: особая «фишка» города, региона или даже целой страны автоматически делает субъект привлекательным для туризма, а также повышает шансы встретить платежеспособных инвесторов. 

Брендинг стал популярным еще в 70-е годы прошлого века, но в нашей стране он встретил понимание и начал свое развитие только сейчас. Теперь за разработку логотипов и слоганов берутся большие творческие корпорации и получают за это суммы с тремя-четырьмя нулями, выплачиваемые не в рублях. Однако повсеместная тенденция такова: вместо того чтобы взять за основу уже сложившийся в умах и сердцах жителей города или региона образ и доработать его, сделав современным и понятным, агентства по созданию таких брендов берутся изобретать велосипед. 

Параллельно с этим местные местечковые чиновники вообще не всегда понимают смысл наделения вверенных им субъектов каким-то заморским брендом, денег на подготовку анализа и документацию не выделяют и специальных групп по выделению и культивированию «своей фишки» не создают. А если и снисходит на них благодать и заинтересовываются они общемировым процессом, то результат зачастую оказывается ориентирован на что-то простому народу непонятное и вообще неуместное.

Яркий пример такого неясного брендинга — не так давно появившийся логотип нашего региона, создание которого было поручено не кому-нибудь, а студии, пожалуй, самого распиаренного в стране дизайнера Артемия Лебедева. Создатели будто и не задумывались над былой славой нашей губернии и ее столицы. За основу взяли тот факт, что регион ударно развивается, а значит, в Калужской области все ОК, поместили букву К в букву О и были таковы. Конечно, концепция простецкого значка была расписана на многих страницах буклета, полосы нового логотипа  покрашены в разные цвета, а денег за создание сего креатива уплачено порядка сорока тысяч евро — по не подтвержденным Артемием Лебедевым данным.

Значок получил ход в чиновничьем аппарате, нравился представителям модных агентств, созданных на заре инвестирования в регион, и, пожалуй, все. У «диванных войск» соцсетей он вызвал недоумение и пересуды, до простого обывателя, работающего на предприятиях новой экономики, и вовсе не дошел, узнаваемым не стал и никакую — давайте смотреть правде в глаза — особую философию области, близкую каждому жителю, не передал.

Меж тем региону и его дочкам есть, чем похвалиться. Почему не вернуть Калуге заслуженную и знаменитую в ныне усопшей стране под названием СССР славу колыбели космонавтики? Она снова входит в моду, имена Циолковского и Чижевского переживают второе рождение, а у нас тут как раз — сюрприз-сюрприз! Вторая очередь первого в стране музея космонавтики на подходе, преобразованный фонтаном и лавочками «Шарик» под неусыпным контролем Юрия Гагарина, визиты космонавтов и несколько мест и фестивалей с известным далеко за пределами России названием «Tsiolkovski». У нас все еще живет и находится в добром здравии филиал НПО им. Лавочкина, и именно нашими калужскими талантливыми ребятами ведутся новейшие разработки для изучения космоса. 

Стоит провести небольшой опрос среди друзей из соседних регионов, как станет ясно: регион ассоциируется с автокластером. Пока совсем маленькая заслуга, но чем не старт для маленького, но мощного бренда? Конечно, сегодня автомобильная отрасль переживает не лучшие времена. Но это не значит, что от известности надо отказаться. 

Пока несбывшаяся мечта наших областных управленцев и их ставленников в министерствах — создание туристического кластера — может стать ближе к реальности, если брендингом заняться основательно. Сколько у нас мест, которые хочется объездить только для того, чтобы посмотреть не новые — неизвестные, а как раз давно знаменитые среди калужан, но, к сожалению, не распиаренные объекты? Почти в каждом районе Калужской области есть что посмотреть. И речь не о многочисленных ныне экопоселениях с банями и рыбалками. 

В Козельске помимо Оптиной есть Чертово городище, про которое знают только местные. Скажете, писано об этом-переписано, но ведь только в местной прессе! Пока чиновники не возьмутся официально разрабатывать и продвигать интереснейшую аномальную зону, ездить туда будут только «посвященные» — те, кто случайно наткнулся на информацию. То же относится к знаменитым трем царицам из Мещовска, к «Пупу земли», которым называют Спас-Деменск из-за того, что одна речка городка впадает в Черное, а другая в Каспийской море. И в регионе таких мест достаточно.

Приятно, что про некоторые наши достопримечательности все же вспоминают и даже подыскивают неравнодушных инвесторов. Речь о Полотняновском комплексе «Гончаров», который буквально несколько лет назад из забытого музея-усадьбы наконец-то начал превращаться сначала в интересный музей-усадьбу, а теперь в полноценный туристический объект. 

Восстановленные буквально из руин комнаты гостиницы уже этой зимой ждут первых посетителей, сам музей и литературный ресторан при нем уже вовсю работают. Однако и этот замечательный объект, которым регион может гордиться и хвалиться, никак не использован в брендинге района.

Уйти на минуту от туризма и посмотреть на нынешние заслуги региона: автомобилестроение, развитие фармкластера, любимые всеми и распиаренные шоколадные вкусности вроде чоко-пая, которые, между прочим, тоже делают здесь, — замечательные промышленные бренды региона. Качественная молочная продукция, птицефабрика во Льва Толстого, поставляющая своих цыплят опять же всем известным и любимым ресторанам быстрого питания… Да мало ли у нас серьезных промышленных и сельскохозяйственных заслуг, которые знают во всей стране, но никто не знает и не задумывается — откуда? Отсюда. Из Калужской области. 

И об этом пора заявлять не только на отдельном сайте администрации губернатора или корпорации развития. Об этом надо кричать из каждого утюга. И будет нам счастье, и будут у нас гости заморские, и инвестиции диковинные, и пир горой.