Мы со сцены говорим о любви

Символ России — Родина-мать. И в разные эпохи в жизни страны этот образ менялся.

В частности, его олицетворением были разные киногероини, воплощенные разными актрисами: Вера Марецкая, Нонна Мордюкова… Сегодня олицетворение народного типажа — Нина Усатова.

Народная артистка России стала центром оживленной встречи двух трупп — БДТ и Калужской драмы, журналистов. Вела беседу Ирина Шимбаревич, заместитель худрука БДТ по общественно-просветительской и общественной деятельности. Нина Усатова метко назвала ее «птица-секретарь», и действительно, исчерпывающие знания о театре так и лились на головы собравшихся.

Ваш корреспондент спросил Нину Николаевну о ее родине на Алтае, и, в сущности, ответ на этот вопрос растянулся на два часа, потому что детство — самое дорогое, ядро памяти и личности любого человека. Но выяснились и сюрпризы…

— Прежде чем говорить о своей родине, скажу, что и Калужская земля для меня не чужая. Здесь я работала на боровской суконной фабрике «Красный Октябрь», была сновальщицей шестого разряда, ткала платки. Эта фабрика и сейчас работает, я узнавала, и ткут все на тех же станках, что и до войны, и в войну. Коричневые с белой каймой (суконные), чисто шерстяные платки те же, что и раньше, их часто используют в фильмах. Эта замечательная фабрика была основана еще при царе.

Я несколько раз поступала в Щукинское училище и, в очередной раз не поступив, ехала на фабрику и с удовольствием работала. Участвовала в самодеятельности, мы приезжали в Калугу на смотры агитбригад, ездили по пионерским лагерям, объехали всю область с концертами: и Полотняный Завод, и Малоярославец, и Обнинск. Здесь много значимых, памятных для меня мест — и музей космонавтики, и Дом-музей Циолковского, и Яченка, в которой я купалась, хорошо помню деревянную архитектуру Калуги.

А мою родину, село Малиновое Озеро, навещала в прошлом году. Я была приглашена на кинофестиваль, посвященный 85-летию со дня рождения писателя, актера, режиссера Василия Шукшина. Я взяла с собой старые фотографии родителей, довоенные, и поехала в Колывань, недалеко от Барнаула, на родину отца. Мама работала шлифовальщицей на каменнорезном заводе во время войны, там же, где и отец, ухаживавший за ней. С завода мой будущий отец ушел на фронт, вернулся и женился на маме!

На фото 22 июня 1941 года мать сидит возле камня — пошли фотографироваться после заводского праздника. Мама говорила: «Мы сидим, загудел гудок на заводе, мы побежали с горы, а нам кричат: «Война! Война началась!» Местный житель показал мне этот камень, и я сфотографировалась так же, как мама!

Малиновое Озеро, Алтайский край — самое красивое место на земле. Мы все объехали с театром — и Германию, и Австрию, и Швейцарию, и США, но Алтай красивее, шире. Небо лежит прямо на дороге, необъятный горизонт, гречиха цветет, и облака лежат прямо на поле. Переходит улицу стадо, оно спускается за пригорок, и не видно ни начала, ни конца этому стаду. Маленькая я думала, что это и есть земной шар, и живут люди только здесь. Такого огромного рыжего солнца на закате, на полнеба, нет нигде, и на его фоне — пастух на коне скачет галопом, а за ним пес бежит…

Озеро солонее, чем Мертвое море, идешь по хрустящей белой соли, грязью вымажешься и думаешь — «от чего-нибудь поможет!». Плыть нельзя, вода выталкивает, если окунулся с головой — соль засыхает, и голова — каменная, стоишь как памятник. И в детстве так же было — обдерешься где-нибудь, залезешь в озеро — ранки сразу затягиваются.

Рядом с солончаками добывают соду — все белое. Если сфотографироваться на фоне этой белизны в купальнике — можно сказать, что снялся в Альпах.

Сосны огромные, неохватные, воздух сухой, жара переносится хорошо. А малиновое озеро оттого, что в воде живут меленькие красные рачки артемии, им миллионы лет. На закате — малиновая вода, малиновое небо.

Родилась я в 1951 году, после войны прошло только шесть лет. Но казалось, что мы живем хорошо, потому что все друг другу помогали — и строить, и кабана колоть, косить, сено вывозить — никому отказа не было, никто не спрашивал: «А что мне за это будет?». Никто не звал дрова бабке старой колоть — идет мимо мужик, не сказавшись, наколет. Я вспоминаю это время как счастье.

…Ирина Шимбаревич добавила: «Когда мы ездили в прошлом году на гастроли в Барнаул, Горно-Алтайск, то заехали в поселок Сростки, на родину Шукшина. Именно Товстоногов уговорил Василия Макаровича написать для театра пьесу «Энергичные люди». Там на горе Пикет установлен бронзовый памятник писателю, он сидит и смотрит на бирюзовую реку Катунь. Мы зашли в дом, где родились Шукшин с сестрой, подбирали созревшие груши, нюхали мальву. Навстречу нам шли дети из школы в бордовых фирменных рубашках, прижимали ладонь к сердцу, кланялись и говорили: «Добрый день, сударыня!». У меня комок в горле. Шел мимо мужик, нес огромную тыкву и сказал: «Мадама, ну что вы застыли? Это наш ответ Обаме. Непобедимая мы Россия, мадама!».

На родине космонавтики артисты вспомнили, что многие из космонавтов — завсегдатаи БДТ. «Герман Титов потряс нас тем, что прочел поэму Пушкина «Борис Годунов» всю наизусть от первой до последней строчки!» — поделилась Ирина Шимбаревич. Заслуженная артистка России Мария Лаврова, дочь прославленного Кирилла Лаврова, отметила: «Для папы роль конструктора Башкирцева в фильме «Укрощение огня» была очень важной, он трепетно к ней готовился. Он дружил с вдовой, дочерью Сергея Павловича. Сегодня утром я побывала в Доме-музее Циолковского, где снимались кадры фильма с папиным участием. Для нас провели интересную экскурсию, но потом я немножко расстроилась — на фотографии-кадре из фильма «Укрощение огня» есть лицо отца, но не подписано, кто играет Башкирцева (Королева). Я сказала об этом работникам музея, обещали исправить.

— Космонавты относились к Кириллу Лаврову как к настоящему Королеву! — добавила Нина Усатова.

— Но музей удивительный! Как жила в таком маленьком доме большая семья?! Оказывается, для великих дел необязательно иметь хорошие условия жизни, — подчеркнула Мария Лаврова.

Заслуженная артистка России Надежда Ефременко спросила, как удается сохранить в БДТ театр-дом, театр-семью.

Нина Усатова ответила на примере поездки в Калугу: «Сели мы в Питере в поезд, народные артисты — в СВ-вагон, другие — на места попроще, но до двух часов ночи все ехали в наших купе — общались! Мы можем позвонить друг другу в три, четыре часа ночи, мы жить друг без друга не можем!

Мы со сцены говорим о любви — как же нам не любить друг друга! Даже те, кто много снимается, например, Карина Разумовская всегда во всем поможет, проявит инициативу. А те, кто хочет в «проектах» участвовать — в театре не задерживаются, «отваливаются». У каждого есть свое фирменное блюдо — пироги с капустой, грибной торт, настойка «Капелляновка» (на чесноке и красном перце), пирожки из «убегающего теста», бутерброды со сметаной и хреном.

О драматической возрастной смене репертуара, о темпе времени, о выборе — театр или кино, о взаимопомощи, о «звездности», о самолюбии больше двух часов шла беседа.

Офисная работница из Москвы, калужанка по рождению, случайно попавшая на встречу, поражалась: «Как это вы работаете не за «бонусы» целыми сутками?» Что ответить такому человеку? Что только так и работают, что именно так трудятся те, кто созидает, а не паразитирует, — крестьяне, рабочие, врачи, учителя, журналисты.

Артисты БДТ в один голос ответили: «Мы не делим жизнь и работу!». Нина Усатова добавила: «Когда работала на боровской фабрике, у меня не было зимнего пальто — пыльник, не было сапог — были туфли, которые скользили по льду, но я была счастлива, потому что с любовью бежала и на фабрику, и в клуб».

Перед нами встала галерея людей, которые имеют свое лицо, работают над собой, и поэтому на них интересно смотреть в спектакле — ведь образом не прикроешь душевной пустоты! Поэтому и вечером в зале были цветы, овации и благодарность зрителей.