Обвес в норме?

Калужские покупатели очень редко жалуются на обвес. А с принятием нового проекта, который сейчас готовит федеральное Министерство промышленности и торговли, обращений станет еще меньше. Вот только на количестве обманутых потребителей это вряд ли скажется. 

Вопрос даже не в обвешивании — оно как существовало на необъятных просторах нашей Родины, так и будет существовать, а в том, как будут ловить за руку нечестных продавцов. 

Если кто вспомнит девяностые годы, то не забыл и то, как лихо нас пытались надувать на рынках с помощью банального обвеса. До сих в пор в памяти всплывают очереди к контрольным весам и бурные скандалы покупателей и продавцов. Затем торговые войны поутихли, но сегодня могут разгореться вновь — кризис все-таки.

В этой ситуации наши чиновники решили подстелить соломки бедным покупателям и упредить дальнейшие мошеннические действия продавцов. Как? «Узаконив» погрешность измерительных приборов, чтобы не считать ее обвесом. Согласно проекту допускается обвес в 10 г при массе товара от 2 до 10 кг, обвес до 5 г (при массе от 0,5 до 2 кг (л), до 2 г (от 100 до 500 г) и далее, в сторону уменьшения. Для линейных размеров тоже разработаны свои «нормы». 

…А за то, что сверх нормы, будут штрафовать нещадно. Будут ли? 

За «сверхнормативный» обвес полагаются штрафы, которые и раньше были предусмотрены. Стоит о них напомнить. Сейчас за «обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги)» предусмотрено административное наказание: от 3 тыс. до 5 тыс. рублей штрафа для физических лиц, от 10 тыс. до 30 тыс. рублей — для должностных лиц и от 20 тыс. до 50 тыс. рублей — для юрлиц.

Беда в том, что штрафуют за данное нарушение крайне редко. 

В советские годы существовало уголовное наказание за обман покупателя путем обвеса. Кроме того, торговая инспекция обязана была регулярно проводить рейды и с помощью контрольной закупки выявлять случаи обвеса, неправильной фасовки и прочие махинации, связанные с «недовложением» товара.

Сегодня, по словам начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Калужской области Натальи Новик, у сотрудников службы нет права контрольной закупки. Хотя они могут после обращения гражданина при посещении торговой точки попросить любого покупателя перевесить товар и перепроверить весы. 

Но подобных обращений в последнее время поступает очень мало. Наталья Ильинична вспомнила всего 2 — 3 свежих случая, когда покупатели писали жалобы в Роспотребнадзор. Жаловались на «Звездный» и «Магнит», на неточные весы. Как правило, заметила Новик, покупатели предпочитают решать эти вопросы с дирекцией магазина. 

Руководство торгового предприятия не заинтересовано в огласке, поэтому обычно или сразу возвращает переплаченные за товар деньги, или вручает презент за моральный ущерб, а иногда и то, и другое одновременно. Чаще потребители жалуются на неправильную фасовку товара, которую производит сам магазин. Но и тогда обращений — единицы. Люди уже знают, что бороться с супермаркетами всерьез в одиночку тяжело, на это тратится очень много времени. Нужно побегать с бумажками то в Роспотребнадзор, то в супермаркет, и так по нескольку раз, это очень долгое и муторное занятие.

Изменят ли ситуацию «нормы обвеса»? Вряд ли. Разве только запутают покупателей, а у продавцов будет дополнительный козырь в виде «разрешенных» 10 или 5 грамм, и они также в большей части случаев будут оставаться безнаказанными.