Театр: миссия выполнима!

Что такое театр? Храм или балаган? Актер — фигляр или проповедник? А может быть, это такая форма культуры, когда в сладкой оболочке зрителю предлагают зерно горькой истины?

В преддверии Международного дня театра Беларусь и Россия обменялись спектаклями: в стенах Калужского ТЮЗа в третий раз гостил Могилевский областной театр драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича из Бобруйска, а на их пышной сцене с переаншлагом выступили наши артисты.

Калужане показали белорусам «Вишневый сад», «Щелкунчика», «Подарок феи», привезли домой целый автобус букетов и восторгов.

Наши юные и взрослые театралы с энтузиазмом приняли музыкальные сказки «Как чуть не съели королевну-булочку» и «Клочки по закоулочкам». Если первая история повествует о любви, жертве, пробуждении мужественности, то вторая — о справедливости.

Народ в лице маленьких зрителей проголосовал, и очень громко, против грабительской приватизации. Когда Лиса обманом захватила домик Зайчика, ей помогли не только друзья-звери, но и ребятня советами и подсказками из зала. А потом они сгрудились у авансцены и брали первые в своей жизни автографы у Волка (И. Бурак) и Медведя (В. Бабинич), Бычка (И. Макаров), фотографировались с артистами. 

В этот раз белорусы привезли не только детскую программу, но и комедию из испанской жизни Альваро Портеса. Одну из центральных ролей в истории про «Дом, где все кувырком» играет блестящий характерный актер, заслуженный артист Республики Беларусь Александр Парфенович. 

Мы встретились с мастером накануне 27 марта, чтобы расспросить его об актерском житье-бытье.

— Откуда вы, как попали в искусство?

— Родился в Могилевской области, в деревне Светозерье…

— Как красиво!

— Мама была учителем начальных классов, отец работал шофером. С детства я принимал участие в художественной самодеятельности. Учительница музыки считала, что мне нужно избрать профессию по этой части, и я поступил в культпросветучилище на драматическое отделение. После окончил Белорусский театрально-художественный институт в Минске. Он располагается в самом центре, недалеко от Академии наук…

— Там сейчас такая красота, Белорусский ботанический сад в идеальном состоянии…

— Да, там очень красиво и раньше было, а сейчас особенно. Но наш город Бобруйск тоже славится чистотой, все приезжие это отмечают. 

По распределению меня направили в наш театр, где я работаю уже более сорока лет. Меня не раз приглашали в столицу, но устроенный быт семьи, прекрасный коллектив менять не хотелось.

— Ваша профессия, с одной стороны, яркая, обязывающая, а с другой — ты от всех зависишь…

— Да, все так, но на сцене, в работе ты свободен, и это — главное. А работы в нашем театре хватало! Я сыграл более сотни ролей. Первой была роль Мухомора в сказке «Жила-была Сыроежка». 

— Мы видели постановку год назад, вы привозили ее с гастролями!

— Позже я играл Дубцова в «Поднятой целине», много персонажей Островского, де Киркабона в «Дикаре» Вольтера, три года назад удалось сыграть самого Чехова…

— ?!

— Я так боялся этой роли! Я не знал, что он был моего роста (за метр восемьдесят), атлетичный, подвижный человек. Это была пьеса белорусского драматурга о белорусском поэте Максиме Богдановиче, в мыслях которого присутствовал Антон Павлович.

— Что вас радует в современной драме, кино?

— Радует, когда я вижу актерскую глубину, человеческие эмоции, понимание психологии персонажа. Мне удалось поработать с яркими мастерами. Очень интересно играть слугу Григория в экранизации «Братьев Карамазовых» Юрия Мороза, его фильмах «Точка», «Дети Ванюхина», «Форт Росс», «Последние римляне». Фильм снимался на Мальте, но из-за проблем с продюсером не вышел. Играл также в экранизации романа Акунина «Пелагея. Белый бульдог», в сериале «Детективное агентство «Иван да Марья» удалось поработать с Ермольником.

— После фильма Алексея Германа «Трудно быть богом» это личность культовая. Какой он?

— В работе — серьезный, а в перерывах — шутник, с ним интересно работать. Недавно закончили фильм с рабочим названием «Уездная драма» по произведениям Чехова с Сергеем Шакуровым. Очень здорово работает!

— Чего вы хотите в профессии?

— Чтобы меня поняли. Я играю много отрицательных ролей, мне это нравится, разнообразней изобразительные средства. Стараюсь, чтобы у зрителя осталось неприятие их пороков.

— Какие роли из несбывшихся вы хотели бы сыграть?

— Никогда об этом не говорю — боюсь спугнуть. Но главное стремление — роль Дон Кихота.

— Дайте нашим читателям совет с высоты своего опыта, как жить?

— Мне помогают три фразы: «Сон разума рождает чудовищ». Вторая — из Пушкина: «Нет истины, где нет любви». Третья — «не делай другому того, чего бы не хотел, чтобы сделали тебе».

— Что для вас органичнее — кино или театр?

— Театр! Съемка в кино — всегда стресс, там нужно очень много учитывать одновременно, например, двигаться в кадре по разметке и при этом — играть! Репетируют сейчас очень мало, просто снимают несколько дублей, а режиссер выбирает то, что считает более подходящим.

Сладкая, хоть иногда и жуткая магия искусства театра в нашем мире подделок, симулякров, виртуальности зачастую выглядит реальнее повседневной жизни. Первого апреля ТЮЗ представит вам, театралы, премьеру «По зеленым холмам океана». Постановка по этой пьесе Сергея Козлова гремела в областной драме с 1997 года. О судьбе этого произведения на калужских подмостках мы поговорим в следующий раз, после того как вы, может быть, оцените спектакль воочию!