Чаплин с Таганки

Наверное, он первый из помянутых нами кинозвезд, который не обладал морем наград, к тому же не был и профессиональным актером.

Но нет, пожалуй, человека в России, который бы не улыбнулся при имени Семён Фарада.

Детство мальчика Сёмы из Подмосковья было ничем не примечательное. Отец военный, мать фармацевт, квартира коммунальная. Но в школе были сплошные пятерки — и в итоге золотая медаль. Любил футбол, ходил в школьный драмкружок, опекал младшую сестру, взяв на себя миссию старшего в семье после смерти отца. Вот, пожалуй, и вся биография будущего гения с Таганки. Поступить круглому отличнику в академию бронетанковых войск было не суждено — не та национальность. Пошел в Бауманский. А потом вместе с дипломом — повестка в армию. Служил на Краснознаменном Балтийском флоте. И тут сделал свои первые шаги на сцене, с наслаждением играя в комедиях. Этот жанр прилип к нему намертво. Только не думайте, что это амплуа из легких. Кто-то из великих корифеев сцены сказал, что все комики — штучный товар, а драматических актеров — пруд пруди.

chaplin-s-taganki3

Отслужив четыре года, на время пришлось забыть о театральных пристрастиях — нужно было кормить семью. Однако в кармане хоть и не было денег, но зато был диплом инженера, и целых семь лет Фарада проработал инженером в Министерстве энергетики СССР. Одновременно забегал в ДК МГУ на Моховую, где располагался театр-студия «Наш дом». Он гремел на всю Москву. Но чиновников от культуры коробило от злых и веселых шуток. Театр закрыли. Потом какое-то время работал в Москонцерте и неожиданно оказался на Центральном телевидении в популярной программе «АБВГДейка». Клоун с трагическим лицом Сеня стал любимцем детворы.

1972 год можно считать переломным в судьбе актера. Знаменитый Юрий Любимов пригласил непрофессионального (!) актера в свой великий театр. Позднее он признавался, что на репетициях все актеры обязаны были подчиняться только ему, Фараде же было позволено делать всё, что он захочет. Может, поэтому он здесь и проработал целых тридцать лет. Именно там встретил женщину своей мечты — Машу Полицеймако. Между ними была пропасть: красавица-прима и начинающий, никому не известный «полуактер». Ко всему прочему оба были несвободны. Но Фарада поставил себе немыслимую задачу и шел к ней напролом, правда, поставив красотке Маше условие — непременно родить ему сына. В конце концов, и свадьба состоялась, и сын Миша, сегодня известный актер, явился на свет.

Конечно, у Фарады не такой гигантский список сыгранных им ролей в кино. Их было всего сто. Но если кто-то сегодня услышит: «Хочешь большой и чистой любви?», «Кто так строит?!» или «Будь проклят тот день, когда я купил этот автомобиль!» — тут же будут названы фильмы: «Формула любви», «Чародеи», «Гараж». Все афоризмы человека с грустным лицом и печальными глазами ушли в народ. И ведь роли-то были не главные. Абсолютно проходным был человек с юга в «Чародеях». Но как только на экране в пустынном коридоре царства магов и колдунов появлялся заплутавший командированный в светлом плаще и орал «Люди!», зрители смотрели только на него и захлебывались от смеха. И все же есть в списке сыгранных ролей у Фарады одна серьезная, самая его любимая — в фильме «Попугай, говорящий на идиш», где он сыграл портного и снялся вместе со своей женой Машей.

chaplin-s-taganki1

Одними из первых талант Фарады заметили Марк Захаров и Эльдар Рязанов. Но и у них он также оставался королем эпизода. Сам же себя Фарада считал актером трагического амплуа. А коллеги по актерскому ремеслу о нем говорили, что если бы он даже стал читать стихи «О советском паспорте», то зритель все равно умирал бы со смеху. 

«Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Убить дракона», «Гардемарины, вперед!» — список лучших лент российского кино. И в каждой — бриллиантом работа Семена Фарады. Но зритель Таганки, конечно же, помнит его в спектаклях «Гамлет», «Пять рассказов Бабеля», «Добрый человек из Сезуана».

Странно случается в жизни — человек, который щедро расточал людям веселье, так рано и печально закончил свой актерский путь. Были у Фарады две безумные в жизни привязанности — семья и друзья. Жил вместе с женой, сыном, тёщей и внуками в обстановке сплошного шумного праздника. Женщины изъяснялись порой чисто в итальянском стиле, но кухонные разборки были незлобными, и мужская половина семейства после этого неизменно наслаждалась обильными вкуснейшими ужинами. Своего сына Мишу, внуков Семен Львович обожал, как и они его. 

Григорий Горин был лучшим другом Фарады. И нет ничего удивительного в том, что после смерти писателя у него случился инсульт. В 1998 году ему провели операцию на сердце. Был наложен строжайший запрет на курение и адскую, без отдыха работу. Оба эти предписания актер выкинул из головы сразу же, покинув пределы клиники. Бешеный ритм на сценических площадках продолжался. 

А потому случился и второй инсульт, произошло нарушение речи, отказали ноги. Со сценой пришлось проститься. Но с ним была его крепкая семья, а сын даже забросил свою театральную карьеру и девять (!) лет был возле отца. И вот однажды тот сказал серьезно, без тени присущего ему юмора: «Я устал бороться».

В августе 2009 года «русского Чаплина» не стало. При жизни он любил смеяться над тем, что его день рождения — 31 декабря, и потому его поздравляет вся страна. Этот день люди, конечно, забудут, но когда услышат в эфире «Уно, уно, уно ун моменто…», то сразу вспомнят блистательного комика, народного артиста России Семена Фараду, о котором Юрий Любимов сказал так: «В героев зрители влюбляются, а с комиками остаются на всю жизнь».