Берег левый, берег правый

Дорожники нашего региона минувший год закончили досрочно. На строительство и ремонт были выделены солидные деньги, которыми они распорядились по-хозяйски.

Пять лет назад на федеральном уровне было принято важнейшее решение о возрождении дорожных фондов. У регионов вновь появился стабильный источник финансирования. Главным его достоинством является то, что «дорожные деньги» являются защищенными статьями расходов региональных бюджетов, а прогнозируемые объемы поступлений позволяют планировать работы как минимум на три года. 

bereglevyy 9893

На реализацию государственной программы «Развитие дорожного хозяйства» в Калужскую область было направлено 4,4 миллиарда рублей, что на 36,1% больше предыдущего года. По словам отраслевого министра Рината Набиева, региональная дорожная сеть разветвленная и хорошо продуманная — из любого райцентра есть несколько вариантов выезда в сторону центра. А вообще-то политику Калужской области отличает то, что первоначально было решено привести в порядок опорные дороги, а уж потом заняться ремонтом всех прочих.

 Можно сколько угодно заниматься «дорожной» критикой, однако факт остается фактом — перемены налицо. Начать с того, что к границам соседних областей проложены новенькие трассы. Создана и надежная структура вокруг технопарков. Не было бы этого — инвесторы давно разбежались. Не забыты и сельские дороги, реализуется также программа обустройства дворов и улиц города. 

Чей сигнал для дорожников первичен: жалобы населения, районного руководства или приказ свыше? Все важно, но в приоритете, конечно, стратегические задачи, степень важности той или иной дороги для региона. Есть в отраслевом министерстве интересная карта, где зелеными нитями обозначены участки, требующие экстренного ремонта. На конец 2014 года все планы по ремонту были выполнены, «зелени» почти не осталось, разве что участок Жиздра — Людиново и кусочек мосальской дороги. 

Вроде бы всё хорошо, живем, как на Западе, в условиях отличных трасс. Но это не так. Более половины наших дорог не соответствуют нормативным требованиям. И все же в этом отношении мы не самые худшие и занимаем четвертое место по ЦФО, стараясь год за годом к этой норме приближаться. Чтобы дойти до заветного нормативного статуса, нужно ежегодно ремонтировать около 450 километров дорог. Пока это нереально — потребности не соответствуют имеющимся возможностям. В любом случае важно качество строительства и ремонта дорог, ведь от этого зависит срок их службы. А потому используются только новые технологии и материалы. 

Что ждет нас в этом году? Наверное, самым грандиозным станет строительство окружной дороги в обход Калуги и моста через Оку стоимостью в одиннадцать миллиардов рублей. (Два миллиарда — из федерального бюджета.) Это позволит вывести транзитный транспорт из городской черты, частично разгрузив и улицы областного центра. К счастью, дорога спланирована так, что ни один дачный участок не будет снесен. Закончить строительство планируется в 2017 году. Правобережье обретет четыре новые развязки, в том числе на Орел и на Тулу. 

Кроме того, будут вестись работы по строительству окружной ферзиковской автодороги, что крайне нужно компании «Лафарж», строящей для нас цементный завод, продолжится реконструкция участка дороги М-3 в Боровском районе со строительством путепровода через железнодорожную ветку. Не будут забыты и сельские дороги. В плане реконструкции — участок Козельск — Сухиничи, Козельск — Перемышль, а также строительство моста через Оку возле Ферзикова, где пока временно поставлен понтонный мост. 

Нельзя не заметить то, что калужские трассы похорошели: нанесена соответствующая разметка, установлены металлические ограждения, выровнены обочины, даже луж на шоссе стало меньше. Все это результат грамотной финансовой политики. Если, к примеру, в 2008 году на дорожные нужды вообще не выделялось ни копейки, то теперь, когда появились деньги, стали реальностью масштабные планы, и развернулось строительство. Как не радоваться тому, что правый берег скоро станет хорошо «проходимым». А что с левым? Доживем ли до строительства набережной, которая тоже заберет на себя часть автомобильного потока и в разы сократит дорожные пробки? 

К сожалению, это произойдет не так скоро, хотя все бумажные согласования уже ведутся. Далее пойдут дебаты, общественные слушания, утверждения и т.д. Заминкой, правда, могут стать тяжелые переговоры с жителями домов, подлежащих сносу. В любом случае  к юбилею Калуги мы уже будем гулять по новой набережной.