Мифы о «кубанской казачке»

Кинотеатр повторного фильма — когда-то были такие в больших городах. Теперь, кажется, нет.  Да и само искусство кино плавно перекатилось из публичных залов на телеэкраны. Качество так себе, но здесь не до шедевров — нужно спешно выдавать «продукцию». Хотя на первом канале ранним утром по выходным демонстрируются черно-белые позабытые ленты.

Я отношу себя к древнему поколению, а потому помню всеобщее увлечение открытками с ликами кинозвезд. «Целиковскую в шляпе» меняли на «Жарова с трубкой», а «Серову в платье горошком» на «Дружникова в пальто». Может, стоит вспомнить имена тех, кто когда-то был общесоюзным кумиром, тем более что в те далекие послевоенные годы было не принято раскрывать тайны их личной жизни. Попробуем приоткрыть завесу тайн самых звездных и всенародно любимых. Рассказ первый: Марина Ладынина.

Золотокудрая девочка родилась в 1908 году в городе Назарово, в Красноярском крае, в бедной крестьянской семье. Отец имел всего три класса образования, мать вообще была неграмотной. Четверо детей, Марина — старшая. Вряд ли девочка из глухой сибирской деревушки могла себе представить, какая невероятная судьба ее ждет. А пока она носила воду из колодца, убирала дом, зимой полоскала белье в проруби, летом батрачила у зажиточных соседей. Времени на учебу практически не было, но она научилась читать, и книги были ее самыми верными друзьями.

Окончив девятый класс с так называемым педагогическим уклоном, будущая звезда стала учительницей начальных классов, но все свободное время проводила на клубной сцене: читала стихи, играла в любительских спектаклях. А потом волостная комсомольская организация дала ей путевку на факультет общественных наук. Однако, приехав в Москву, девушка отправилась совсем в другую сторону — в ГИТИС, куда легко поступила. Уже на втором курсе ее взяли во МХАТ и дали стипендию целых 75 рублей!

На одном курсе с Мариной учился Иван Любезнов. Он так читал стихи, что девушки сходили по нему с ума. Но завидный жених безумно влюбился в Ладынину, и они поженились. Правда, брак вскоре распался. Но красивая актриса недолго оставалась одна — главная встреча жизни была впереди. Весной 1936 года Марина с подругой вышла из Дома кино. К девушкам подошел долговязый парень (Ладынина и не догадывалась, что это уже известный режиссер Иван Пырьев). Отправились на автобусную остановку, новый знакомый галантно пропустил дам вперед, и двери у него перед носом захлопнулись. «Не судьба!» — решил он. Но двери снова открылись. «Это судьба!» — весело сказал Иван, и все вместе пошли пить чай. Вечером Пырьев провожал Марину до общежития и, прощаясь, признался ей в любви. Вот так даже в советские времена скоропалительно заключались браки. Да вот беда — Пырьев не упомянул, что женат на киноактрисе Аде Войцик и воспитывает сына Эрика.

Через много лет Ладынина признается: «Он увлек меня своей любовью. Он умел сделать женщину счастливой». Пырьев сделал свою жену не только счастливой, но и настоящей звездой. Его фильмы с ее участием — «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Кубанские казаки», «Сказание о земле сибирской» — пользовались невероятным успехом.

Но настанет время, когда у самого режиссера не все пойдет гладко. После премьеры фильма «Партийный билет», не понравившегося властям, Пырьева с «Мосфильма» уволили. Помимо этой проблемы возникала и любовная — он метался между Мариной и женой. С разводом он не спешил, а постоянно переходил от одной женщины к другой.

В отношениях двух любящих людей появилась трещина. И даже когда Марина забеременела, ничего не изменилось — они словно были замкнуты в любовном треугольнике. Как-то Ада сказала сопернице: «Мой муж тебя бросит, как уже бросал многих». Пророчество сбылось. Но пока Марина все еще чувствовала себя безмерно любимой. Он все был готов ей прощать. Он же сделал ее несчастной, бросив с маленьким сыном после восемнадцати лет совместной жизни. Без Пырьева кино для Ладыниной перестало существовать. 

К сожалению, любимая страной актриса больше не нашла своего счастья. Белокурая красотка с искрящимися глазами, народная артистка СССР, лауреат пяти Сталинских премий теперь ненавидела свое отражение в зеркале. Немощная, больная, никому не нужная. Себе — в первую очередь. Жизнь разделилась на «до» и «после». «После» — 50 лет молчания, забвения и скорби, окутанные самыми немыслимыми слухами и легендами. Она умерла на 95-м году жизни. И только тогда ее сын, режиссер Андрей Ладынин, решил развенчать десять мифов о своей матери. Приведу здесь несколько самых нелепых сплетен.

Миф первый: Пырьев запретил снимать в кино Марину.

— Это не так. Мать не снималась потому, что не хотела играть старух. Лет пятнадцать она не выходила на пенсию. Отказывалась как могла, хотя пенсия у нее была как у замминистра. Ее воротило от самого слова «пенсионер». Она ненавидела свой возраст.

Миф второй: в замужнюю Ладынину без памяти влюбился министр госбезопасности Абакумов и всячески ее терроризировал.

— Нет, он не преследовал мать. Иногда звонил, катал в машине по Москве.

Миф третий: у Ладыниной был бурный роман с итальянцем.

— Мать очень не любила об этом говорить. Это случилось еще до знакомства с отцом. Он был дипломатом, очень уговаривал мать выйти за него замуж и уехать с ним в Италию. Тогда был разговор на Лубянке. Ей предложили непременно официально расписаться и «стучать». Она не согласилась. И ее уволили из театра.

Миф четвертый: развод произошел из-за измен Пырьева.

— Да, у отца были мимолетные романы. В том числе с актрисой Марченко. Но вообще-то у них с матерью была большая любовь. Правда, с возрастом у нее очень испортился характер — она стала ненавидеть всех людей на свете. И все равно отец не ушел бы от нее — он был очень терпеливым. Пока не узнал, что она на него «телегу» в ЦК накатала за связь с Марченко. Тогда он собрал вещи и ушел.

Миф пятый: Ладынина умирала в жуткой нищете.

— Чушь несусветная! После развода отец оставил ей дачу, у матери была машина с водителем, она получала громадную пенсию, доплату от Президента, от Союза кинематографистов, от «Мосфильма».

Миф шестой: после смерти она оставила сумасшедшее наследство.

— Когда она умерла, на книжке у нее было всего шесть тысяч рублей. Она никогда не умела экономить и не знала, куда уходят деньги. И все же она оставила после себя вместо драгоценных безделушек светлую память и звонкое имя большой актрисы.

Еще три мифа касались отношения Ладыниной к Сталину, взаимоотношений сына с матерью и отцом, не очень приличного поведения приживалки Ирины Сединковой, которая оставалась с актрисой до последнего дня.

Вместе с мифами есть воспоминания ныне здравствующих актеров и режиссеров, которые утверждали, что супруги Пырьевы не очень любили в своем доме гостей, жили достаточно замкнуто в своей двушке на Котельнической набережной. А еще все удивлялись, что Марина на работу ходила пешком или ездила на трамвае, тогда как у Пырьева был личный шофер. В отличие от звездных коллег, к примеру, от Тамары Макаровой, которая всегда появлялась в немыслимых туалетах, мехах, благоухая французскими духами, Марина одевалась очень скромно.

Буквально на прошлой неделе по телевидению снова показали «Кубанских казаков». Если честно, фильм не потрясает. Слишком все шумно-пафосно. Это теперь мне так кажется, а в детстве я была готова снова и снова выстаивать очередь в «Центральный», чтобы в десятый раз увидеть знаменитую картину. Но все меняет время, и мы теперь другие, и современные актеры показывают нам более искреннюю игру на совсем другие темы.