Ива да Иван

На самой малой сцене Калужской драмы, той, что буквально под крышей, прошла премьера музыкально — поэтического спектакля.

На его афише неразрывно сплелись в скандинавской вязи мужчина и женщина, «Ива да Иван», и опираются они на двух грызущихся волков, свирепых, как Локи, предвестник конца света. О противоположности и взаимодополняемости мужского и женского миров, основной идее действа, мы поговорили с его автором, актрисой драмтеатра Ириной Бургоновой. 

— Как искусство стало вашей профессией? 

— Мой прадедушка был ведущим тенором в церковном хоре, а родители не были профессионально связаны с музыкой. Отец служил в ракетных войсках, где мы только не служили — и в Астрахани, и в Сибири, и в Воронеже, и в Казахстане, где отец погиб на боевом посту. Школу я закончила в Омске, в крупном культурном, научном, промышленном центре. Там я училась в музыкальной школе по классу фортепиано, а под влиянием кумиров Булата Окуджавы, Жанны Бичевской и других бардов взяла в руки гитару. Вся семья любила петь, и те памятные произведения вошли в спектакль «Ива и Иван». «Сухой бы я корочкой питалась», «Цветочек» — любимые бабушкины песни…

ivadaivan

— То есть получилось, что вашим спектаклем продолжилась линия плетневской «Лодки?» 

— Да, оба представления родом из истинно народного искусства, берущие его энергию и атмосферу. Но это только часть спектакля, он полистилистичен: «от Шопена до шансона». 

— А как вы оказались в Калуге?

— После окончания Воронежского государственного института искусств, факультета «Актёр драмы и кино», я поехала на показ в Калугу. Мой однокурсник, калужанин, пригласил меня съездить с ним, подыграть как партнёр в драматическом фрагменте. Получилось так, что меня взяли, а его нет. Тогдашнему главному режиссёру Роману Соколову, завлиту Любови Слеповой мы показали фрагмент водевиля «Беда от нежного сердца», сцену из «Идиота», где я играла Настасью Филипповну, я пела романсы под гитару, под фортепиано.

Моей первой ролью в Калужской драме стала Бухара в «Роковой ошибке». За характерную роль в спектакле Анатолия Бейрака «Без вины виноватые» я стала лауреатом премии им. Никитиной. 

— Как появилась загадочная образная афиша?

ivandamarya4532

— Мы с главным художником театра Максимом Железняковым придумали идею буквально за несколько минут, общаясь по телефону, когда я была на гастролях. «Ива да Иван» — цитата из стихотворения Семёна Кирсанова, вошедшего в программу.

Эта баллада — сердце спектакля. Программа о любви во всех её проявлениях: драматических, трагических и юмористических. Звучат стихи Дмитрия Кедрина, Александра Блока, Марины Цветаевой, Николая Гумилёва, русские романсы…

Малая сцена — это роскошь, которая говорит о том, что театр жив и его творческий потенциал велик, она даёт артистам дополнительную возможность развиваться. В маленьком зале на пятьдесят мест создаётся доверительная, интимная атмосфера, там собираются и друзья, и незнакомые люди, но все они близки по духу. Связующая нить программы — очень тонкая, скорее каждая песня является отдельным спектаклем, микроформой.

— У нас в городе появился новый ансамбль «Аккорд»?

— Он возник в процессе работы над программой. Название появилось так: пианист Борис Колесов пришёл на репетицию, взял ноты и спросил: «Аккорд?» Он имел в виду калужскую фабрику!

Музыканты коллектива — опытные и яркие. Баянист Юрий Качнов — руководитель и солист ансамбля «Лазори». Пианист Борис Колесов — тончайший концертмейстер, преподаватель музыкальной школы. Скрипач Илья Даринцев — музыкант Калужского камерного оркестра. Вместе с консерваторским глубоким образованием они сохранили живость восприятия, способность играть по слуху.

Надеемся, у спектакля в городе есть самая широкая аудитория — песню любят почти все. Проверьте, с каким кусочком любовной мозаики Ирины Бургоновой срезонирует ваша душа!