Недоступная жизнь

В последнее время в лексикон россиян активно внедряется слово «инклюзия». Для тех, кто еще не успел залезть в словарь и усвоить новый термин, поясняю: это процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь имеющих трудности в физическом развитии, когда, к примеру, дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются вместе с обычными. 

Идея инклюзии проста и благородна: быть инвалидом — не значит быть изгоем, и современному обществу не пристало отворачиваться от людей, попавших в беду или сражавшихся с ней от рождения. Однако на практике эти благородные намерения, на мой взгляд, могут привести к весьма печальным последствиям.

Помните фразу о том, что о здоровье общества можно судить по его отношению к старикам и детям? В эту же слабо защищенную от житейских невзгод категорию попадают и инвалиды. Признанная врачами их недееспособность обрушивается шлагбаумом, навсегда отделяя прежнюю полноценную жизнь от нынешней. 

nedostupnayazhiznpandys

Несколько лет назад мне пришлось встретиться с молодым парнем, бывшим десантником, который получил тяжелую травму позвоночника, вступившись за девушку. В его героизме никто не сомневался, но вот подвиг обернулся трагедией. Сначала оказалось, что теперь простой выход на улицу — редкость. Потому что прикованный к коляске силач не может выкарабкаться со второго этажа дома. Прежнюю профессию, разумеется, пришлось забыть — служба колясочнику не по плечу. Попытки сменить жилье — из окна квартиры видны трубы завода — ни к чему не привели. А потом не выдержала молодая жена, и осуждать ее язык не поворачивается… 

Все это я говорю к тому, что, вводя инклюзивное образование в жизнь особых детей, надо бы задуматься о том, насколько востребованы и устроены они окажутся в дальнейшей жизни. Поиск работы и создание семьи — вещь нелегкая для обычного человека, для человека со справкой на руках они превращаются в муку. А ведь очень часто для того, чтобы болезнь не прогрессировала, требуются дорогостоящие лекарства.

nedostupnayazhizn 9295

Но откуда взять средства? Для инвалидов детства деньги помогают найти благотворительные организации, но когда возраст переваливает за тридцать, надеяться можно только на самого себя. 

Кто-то скажет, что есть примеры успешных людей, которых беда не сломала. Верно, есть. Но само то, что мы ставим их в ряд героев, — уже ненормально. Нормально — это когда переход в другую «категорию» не равносилен жизни «живого трупа», а активная общественная жизнь — норма. Допустим, человек решил не опускать руки, а заняться делом. Но каким? В чиновники тоже не подашься — туда берут не по уму, а по здоровью. Строить бизнес, не выходя из дома, — так для этого нужен стартовый капитал, а какой банк даст такой кредит для подобного клиента? Вот и получается, что банальное ДТП может сохранить человеку жизнь только формально. 

nedostupnayazhizn 9310

Простой выход на улицу или в театр — это целое огромное мероприятие. Не секрет, что при нынешних проблемах с жильем государство не возьмет на себя труд помочь им с проживанием на первом этаже или не расширит службу специального такси. Следовательно, им придется обращаться за помощью к друзьям либо сидеть дома. Ведь большинство калужских пандусов, скорее, способны сделать инвалидами и не помочь в преодолении препятствий. Кстати, в калужских новостройках все больше заботятся о новых парковках — для удобства искусственных «инвалидов». 

И ни на одной из новых спортплощадок места для них тоже нет. Если еще как-то можно понять игнорирование инвалидов «по разуму», то выбрасывать полностью из жизни людей, ограниченных лишь физически, обладающих ясным умом и желанием жить, — жестоко. Ведь не все они обладают стойкостью характера и способны продолжить полноценную жизнь вопреки равнодушию окружающих. Чаще всего все общество для неспособных передвигаться в лучшем случае сведется к кругу семьи и таким же инвалидам, с которыми знакомишься в пансионатах. 

nedostupnayazhizn 9349

Я из тех, кто ходит пешком, зимой пересаживаясь на «рогатый» вид транспорта. И за последние несколько лет лишь пару-тройку раз видела на улицах современной Калуги колясочников. Мне кажется, что когда с улиц города исчезают слабые и немощные, когда по ним не носятся без опаски дети — это повод задуматься. И забеспокоиться о том, правильно ли мы живем?

Возможно, у вас появится вопрос — не против ли я инклюзии? Нет, не против, только за, потому что хоть кто-то живым примером должен учить детей состраданию. Я против того, чтобы прекрасную идею опорочили множеством «массовых мероприятий», когда, по сути, нужны ежедневная и серьезная помощь и пример. Всем нам, от мала до велика.