Кто любит погорячее?

Что общего у чайника на плите, саркофага Тутанхамона и новой выставки в штаб-квартире Калужского отделения Союза художников России? Эмаль. Без неё не обошлось во всех трех случаях. То, что предохраняет металлическую посуду от ржавчины, может служить и целям искусства. 

Вторая международная биеннале, посвященная современной художественной эмали, представила творения мастеров России, Венгрии, Германии, Индии. Восток и Запад сплелись не случайно — так извилиста сама история материала. 

Что по-французски «эмаль», по-франкски «смальта», а проще говоря — непрозрачное стекло. Стекло рождается в огне из смеси песка, соединений металлов. Его «изобрела» сама природа — таков обсидиан, образующийся при извержениях вулканов. Из него наши предки делали наконечники копий, орудия труда. 

ktolyubitpogoryachee3

Варить, как суп, его впервые начали в Древнем Египте — 5000 лет назад. Причем там он ценился не дешевле натуральных камней. Светло-голубое полупрозрачное стекло было найдено близ Багдада, он было сделано в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Непрозрачны изделия потому, что температура плавки была невысока.

Стекло с точки зрения химика — «твердая жидкость», его строение беспорядочно. Его варят в огромных ваннах, где и киту было бы не тесно, при температуре почти полторы тысячи градусов. Соединение железа придает ему зеленый цвет, кобальта — синий, марганца — фиолетовый, меди и золота — рубиновый. 

Молочно-белыми, голубыми эмалевыми плиточками отделаны многие так называемые «хрущовки» Калуги. Такой отделке страшен только дождь из плавиковой кислоты.

ktolyubitpogoryachee2

Техника представленных работ очень разная — от «акварельной» размытости до чуть оплавленной мозаики и перегородчатой эмали.

Состав участников выставки весьма представительный. Калужанка Людмила Зайчикова — обладательница гран-при Международного симпозиума по горячим эмалям в Кечкемете, член жюри этого форума.

Организатор выставки Михаил Мантулин, будучи участником сорокового симпозиума, подарил своим коллегам из других стран билеты первой областной выставки. Многие мастера откликнулись: из Венгрии — Диана Пати и Жозеф Штронер, из Польши — Ивона Б. Бигос, из Германии — Барбара Лип и Гертруд Ритманн-Фишер, из Индии — Меган Шалгонкар. В организации помог москвич, председатель секции декоративного искусства территориального отделения Союза художников России Евгений Матько. 

Какие герои встретят вас на выставке? Вот мечтательная и рассудочная одновременно «Незнакомка» Людмилы Зайчиниковой. Вот машина времени Валентины Волковой с часами, ключами, расплавленным циферблатом. Прозрачная стеклянная графика Николая Смирнова рисует охоту в лесу и его самого на подоконнике мастерской в стиле лучшей книжной графики. Он же подсмотрел «Июльскую ночь в деревне» — где светляки и звезды сплелись в хоровод. Михаил Пилипенко поразил своими лодками, березами, воронами. Точность осмысления сюжета и степень «сделанности» произведений редкие. Иван Бондаренко запечатлел дорогие мгновения в серии работ «Поцелуй». Диана Пати сложила из минералов то же, что и сама матушка-природа, — горный пейзаж, называет его «Ритмы У1». Что за «Герой» на горячей мозаике Мегана Шалгонкара так похож на Фредди Меркьюри?

На выставке много загадок, неожиданностей, она горит живыми переливами, как драгоценности заповедной шкатулки. Приходите открыть ее!