Новизна и древность

Стоит посреди Калуги терем-теремок, кружевной деревянный памятник архитектуры — Дом мастеров. И царит в нем не музейная тишь, а заливается тальянка да детские голоса звенят.

Стоит посреди Калуги терем-теремок, кружевной деревянный памятник архитектуры — Дом мастеров. И царит в нем не музейная тишь, а заливается тальянка да детские голоса звенят.

В каждом областном центре былая власть завела театр, филармонию, художественный музей… А этот резной дом ремесел — уже сверх разнарядки, культурная особенность города. Мы часто пишем о его экспозициях, освещали историю создания. Сегодня разговор о перспективах. Расскажет о них и о себе новый директор культурного центра Алексей Завалишин.

— Родился я в Калуге, но долгое время жил в Туле — дед и отец у меня были мастера-доменщики, сталеплавильщики. Я очень горжусь их мужественной профессией. Там, в цеху, каждый день, как на войне.

— Тем более что металл — основа создания любого предмета, что ни возьмешь — хоть ручки, хоть бумаги… А почему вы не связали свой труд с производством материальных ценностей?

— Была другая наследственность — бабушка и дедушка были народными мастерами, занимались лозоплетением, гончарили. В нашем музее представлены их работы. Вместе с дедушкой мы ходили на Оку, резали лозу, сушили ее, вымачивали; искали глину в Подзавалье, по области, подходящую по свойствам для различных изделий. Это тяжелая работа — глину надо размочить, размять, отделить от включений, тогда она становится пластичной.

— Сегодня сможете слепить горшок?

— Сейчас не возьмусь, а подростком делал. Дома у нас есть небольшой гончарный круг, а на даче — ножной. Мне было скучно делать одинаковые вещи, например, 50 кувшинов. Сделать одну уникальную вещь — интересно. Я окончил Калужскую музыкальную школу № 2 по классу скрипки, педагогом был Дорофеев Юрий Николаевич. Но увлечение компьютерами привело в Бауманский технический университет, я инженер-системотехник. Потом работал в Москве программистом по базам данных медицинского оборудования. Но столичная суета оттолкнула, калужский ритм жизни мне ближе.

Искусство всегда тянуло, со второго курса я танцевал в ансамбле «Забава», кроме того, работал дизайнером в рекламном агентстве, преподавал трехмерную графику, визуализацию в учебном центре «Формула». Сейчас, чтобы эффективно заниматься восстановлением Дома мастеров, получаю юридическое образование. Сегодня Дому мастеров нужен хозяйственник.

— Какие проекты Дома мастеров вызывают ваш особый пиетет?

— Мне важно видеть, что у детей, которые сюда приходят, загораются глаза, — это возраст старшей группы детских садов, начальной школы. Они еще не поняли, что айфон — это «круто». Для них мы проводим музыкальные утренники, реконструируем народные праздники, обряды.

С 20-25-летними эта работа тоже дает результат, просто делать ее нужно грамотно. Молодежь хочет познавать этнические корни, такие люди собираются в клубах «ЧаКо», «Амра». У них есть интеллект, многие с высшим образованием, у них много вопросов, они готовы впитывать знания. В первую очередь им нравится носить и делать украшения. Некоторые из них профессионально освоили работу с серебром. Они изучают эзотерику, религии разных стран и времен, философию. Мы планируем работать с этими людьми. Они также охотно участвуют в работе кружка исторического моделирования.

— Как доказать маленькому человеку, что он — не центр вселенной, что нужно уважать других людей? Культура призвана ограничить эгоизм, стремление к разрушению.

— Смотря какая культура, иначе не было бы конфликтов, в том числе военных.

— В чем ваша вера как директора Дома мастеров?

— Я хочу, чтобы аудитория, которой мы интересны, была удовлетворена. Мы планируем принять участие, например, в фестивале Ивана Купала. В прошлом году он проводился у Кольцовских пещер в деревне Кольцово, съехались этноколлективы из многих стран СНГ, я, в частности, играл там на варгане… Было очень много заинтересованной молодежи, в отличие от фестов, связанных, например, с рок-музыкой, где чувствуется агрессия, публика пьет, в Кольцове этого не было.

Эти люди видят общество вокруг себя в реальном свете, хотят найти свои корни и стремятся понять, как сделать мир лучше. Один из таких людей — директор клуба «ЧаКо» Кудин Алексей. Он начал работу с демонстрации чайной церемонии, и делает это с душой. Алексей не приемлет запрограммированности жизни. Многие люди, достигшие стабильности и «счастья» к тридцати годам, понимают, что впереди у них еще примерно столько же лет, а в чем их смысл? Потом, если человек как минимум 15 лет детства и юности учился, и делал это по-настоящему, и позже испытывает голод по знанию. Мозг требует нагрузки, как и тело!

— А как в эту його-амрито-руническую среду вписываются наши русские кокошники? Как вы собираетесь бороться с пристрастием к псевдофолку разлива, например, «Золотого кольца»? Ведь истинное народное творчество — достояние мировой культуры по разнообразию музыки и изысканности текста.

— Мы стараемся конкретно восстанавливать образы, но выездные мероприятия, проводимые на больших площадках, требуют особой яркости. Для меня «Калужская тальянка» — воплощение народной песни. У каждого нашего экспоната — свое значение, философия, в каждой строчке вышивки рушника скрыты символы. Русский узор имеет языческие корни. Это не религиозный вопрос, а чисто культурный. Например, ромбы с крапинками — символ засеянного поля…

— То есть мы пользуемся кодами, не зная их значения, как человек произносит модное слово «постмодерн», а не знает, что это такое…

— Наши методисты раскроют посетителям смысл многих орнаментов, символику цветов…

— Что нового будете стремиться привнести в работу дома как профессионал в области компьютерных технологий?

— Мы будем заинтересовывать старшеклассников и выпускников школ, студентов. Но это вопрос финансирования. Например, мы пытались сделать мастер-класс по росписи бересты. Два месяца группа занималась, но когда встал вопрос о закупке бересты, а это 250 рублей с человека, начинание заглохло. Сейчас мы сами будем закупать глину, дерево для подобных занятий. Мастеров в области — 190 человек, и мы планируем приглашать их для проведения мастер-классов. Многие из них придут на празднование Дня города 30 августа показать свое искусство. Мастер-классы, продажи работ, конкурсы, выступления владельцев птиц будут проходить на Театральной площади. А для тех, кто не сможет прийти, мы организуем удаленное обучение по интернету…

Приглашаем к творчеству, к познанию духа предков, их представлению о добре и красоте, которые позволили этносу выжить. Чтобы стоять, надо держаться корней!