Корень творчества

В Калужском Доме мастеров вырос лес, причем, как в индийской сказке, корнями вверх. Его «посадил» народный мастер Григорий Кочубей. Корнепластика, наверное, самое экологическое из искусств. Те корни, которые после раскорчевки территории должны были бы сгореть, обретают долгую жизнь артефактов.

В Калужском Доме мастеров вырос лес, причем, как в индийской сказке, корнями вверх. Его «посадил» народный мастер Григорий Кочубей. Корнепластика, наверное, самое экологическое из искусств. Те корни, которые после раскорчевки территории должны были бы сгореть, обретают долгую жизнь артефактов.

Люди, звери, птицы, насекомые, созданные Григорием Андреевичем из подземной части растения, расскажут о жизни зелёного друга. Корень не виден, но он — первый орган, которым обзаводится проросток. Симметричные, правильные корни вырастают на рыхлых, богатых, увлажненных почвах, из них интересная скульптура не получится. А на неудобицах, среди камней, на скалах появляются настоящие чудеса — корни-осьминоги.

Дело в том, что этот орган не просто «якорь» и «насос». Он — «химзавод», синтезирует необходимые растению гормоны. Корни деревьев, которые использует Григорий Кочубей, живут и «работают» в содружестве с грибами, так и называются — «микориза» — «грибокорень». Если бы не маслята, подосиновики, подберёзовики и еще десятки грибов, у которых далеко не всегда есть видимые человеку плодовитые тела, деревьев вообще бы не было.

Это гриб даёт питательные вещества для роста великана.

Корень — самый прочный орган растения, и изящные скульптуры на самом деле очень устойчивы. Поэтому творения мастера переезжают с выставки на выставку без урона. Где только они не восхищали зрителей! Праздник «Калужские карагоды», областные выставки-конкурсы «Родное, близкое, своё…», областной православный фестиваль «Рождественская звезда», областной фестиваль семейного творчества «Семь+Я», персональные фестивали в Доме культуры села Льва Толстого, Кондровской библиотеке — вот неполный маршрут поездок корнепластики.

Два года назад Григорий Андреевич начал заниматься изготовлением парковой скульптуры.

Любимый материал мастера — липа, её мягкая древесина не даёт сколов. Из «сорняка», американского клена, получаются причудливые многоножки. Драматические изгибы соснового корня — будто змеи. «Новые» идеи — лежат на балконе, в сарае — материала у умельца много. Особенно его творчество стало актуально сегодня, когда заросшую берёзой да елью Калужскую область велено опять превратить в сельхозугодья сегодня. Много сорного леса выросло на земле, когда-то кормившей и Россию, и Европу. Скульптурами из этих корней можно украсить все парки и скверы, впору фабрику открывать.

Фигурки, представленные на выставке, максимально полно используют форму дерева. Они похожи на священные скульптуры африканских народов — и «Гитарист», и «Танго», и «Семья». Единый корень фольклора всех народов Земли в этих работах. Автор не гонится за «красивостью», он ироничен и жесток. Забавен деревянный самолётик — аналогия глиняных самолетов полинезийцев, их карго-культа.

Поэтому дети как завороженные рассматривали этих оживших духов леса.

Под дерзкие частушки «Тальянки» многочисленные гости вернисажа притопывали, похлопывали, впитывали творческий заряд. «А если я выкорчую дерево на даче, вы приедете помочь сделать скульптуру?» — вконец осмелели зрители. Может быть, кого-то выставка подтолкнёт создать сад сказочных персонажей на своей земле. Дерзайте, калужане!