Играй, играй, тальяночка…

Гармония — высшая похвала любому созданию Бога или человека. Поэтому, раз уж инструмент назвали гармоникой, гармошкой, он — верх совершенства. Кто-то скажет, что орган и скрипка им больше по душе. А для очень многих звук гармошки — как слова родного языка на чужбине. Гармония — высшая похвала любому созданию Бога или человека. Поэтому, раз уж инструмент назвали гармоникой, гармошкой, он — верх совершенства. Кто-то скажет, что орган и скрипка им больше по душе. А для очень многих звук гармошки — как слова родного языка на чужбине.

И в нашем Калужском крае главный собиратель, хранитель этих слов — заслуженный работник культуры России Владимир Раков. Владимир Никанорович рассказал нам о недавнем успехе народного ансамбля «Калужская тальянка» на всероссийском фестивале, об истории коллектива и о своем пути в культуре.

«Мои дед и бабушка жили в Ферзиковском районе, в деревне Слобода. Там были храм, барская усадьба, много мастеровых. Те края славились сапожниками и валяльщиками обуви. Дед Петр был прекрасным мастером-сапожником.

Я родился 7 ноября 1941 года, когда фашисты уже заняли село Богородское, куда мать Анна Петровна уехала из Калуги в начале войны. Когда отец, Никанор Сергеевич, вернулся с фронта — семья вернулась в Калугу. Но летом я отдыхал у бабушки с дедушкой и очень интересовался «пятачками», на которых собирались показать себя крестьяне. На народном гулянье заводилами были гармонисты. Я очень заинтересовался гармошкой и в Калуге брал уроки баяна у Виктора Анатольевича Азарова, прекрасного педагога. Потом я унаследовал его баян. В то время в Калуге было знаменитые трио баянистов Азаровых, Переселенцевых.

В пятнадцать лет я поступил в музыкальное училище. После его окончания мы с женой, пианисткой, поехали работать в Сибирь, поднимать культуру. В Тувинской АССР на монгольской границе, на берегу Енисея, только что построили музыкальную школу, и мы её открывали. Громадные льдины после ледохода таяли на берегу до июля! Три года вел там классы баяна и аккордеона. Затем, вернувшись в Калугу, преподавал в музыкальных школах. Там мы организовали оркестр, ансамбль баянистов и стали выезжать на Всероссийский фестиваль «Играй, гармонь!». Конкурс начался с 1990 года, его организатор Геннадий Дмитриевич Заволокин, проводил праздник народной музыки раз в два года. С 2006 года фестиваль носит имя рано погибшего создателя.

Ансамбль «Калужская тальянка» я организовал в 1987 году, и когда в 1991 году меня перевели на работу в Дом мастеров директором, мы стали готовить разноплановые программы. В Калуге в ту пору был целый клуб гармонистов, мы проводили праздники «Играй, гармонь!» и в Калуге, и в районах, приезжали артисты из Москвы, других городов.

В «Тальянку» входили 28 исполнителей — восемь гармонистов и 20 вокалистов. С тех дней в коллективе работают Татьяна Минакова, Владимир Демин, Анна Борисова. Сейчас мы концертируем с третьим составом ансамбля. Репертуар складывался из народных песен, частушек, гармошечного перебора.

Первых гармонистов для народного ансамбля я нашел… на базаре. Там, где над оврагом и продают, и продавали старинные и просто старые предметы быта, собирались и играли гармонисты. В это же время я три года вел на областном радио ежемесячную получасовую передачу «Родники народного творчества». Мы ездили по всей области в командировки, записывали выступления настоящих народных гармонистов и певцов, а затем пускали в эфир, популяризировали народное искусство.

Когда затем я учился на юридическом факультете Калужского пединститута и увлекся народными промыслами, они стали темой моей дипломной работы. Много писал в газету «Знамя», газеты всех районов о творчестве и кустарных промыслах Калужского края: «Смотрите, какие у нас есть хоры, мастера, умельцы!» Мы организовывали выставки, ярмарки народных промыслов. Так возникли и идея, и база (материальная и человеческая) для открытия Дома мастеров.

Дом мы открыли концертом-марафоном «Жить калужским ремеслам», шел он с девяти утра до девяти вечера при большом стечении заинтересованной публики. «Калужская тальянка» стала визитной карточкой дома, мы составляли программы, посвященные различным ремеслам, праздникам, с яркими костюмами, декорациями. Ансамбль постоянно ездил и ездит с выступлениями по Калужской области и России — в Москву, Брянск, Орел, Тулу, Екатеринбург, Барнаул, Владимир, Киров, Смоленск…

В Доме мастеров «Тальянка» ежемесячно дает концерт, отражая в песнях весь годовой цикл крестьянских работ, темы казачьей песни, Дня Победы, русского романса… Мы выезжаем в районы на День пожилого человека с благотворительными концертами. Наш «корень» — село Гремячево, где уже пятьдесят восемь лет существует народный хор, которым я руководил тринадцать лет. Из его репертуара «Тальянка» многое почерпнула. Об этом хоре даже снимало фильм чешское телевидение и с успехом показывало у себя в стране.

На прошлой неделе «Калужская тальянка» привезла с 13-го Всероссийского конкурса гармонистов и частушечников фестиваля «Играй, гармонь!» диплом I степени. А ведь на празднике представлена вся страна!

Я пятьдесят пять лет работаю в культуре, из них двадцать лет — в Доме мастеров. Моя цель — сохранить эту культурную традицию, то, что дорого мне с детства. Моя мама была прекрасной певицей, папа играл на балалайке. Помню, например, такие частушки в их исполнении:

Эх, лапти мои, черные оборки.

Хочу дома я ночую, хочу — у Егорки.

* * *

И лапти сплел, и оборки свил.

Говорят: «Не хорош!

Лихоманка с ним!»

(Оборки — это завязки (черные, белые или красные), которыми оплетается нога для поддержания онучей. Онучи — тряпка, заменяющая носок).

И сегодня в коллектив приходят молодые, двадцатилетние певицы, и им нравятся народные песни, и они живут в ансамбле. Они — связующее звено времён».

…Вот так день за днем, мелодия за мелодией, концерт за концертом вьется, не прерывается нить народного искусства в кружевном деревянном тереме. Приходите вплести свои голоса в её многоцветье. До октября все гулянья «Тальянки» — в Григоровом переулке — на улице!