Зачем у нас дороги плохи?..

Дорожный ремонт в областном центре вызывает массу нареканий. В Калуге не умеют или не хотят ремонтировать качественно? Дорожный ремонт в областном центре вызывает массу нареканий. В Калуге не умеют или не хотят ремонтировать качественно?

Опрос, проведенный среди интернет-пользователей портала «Атмосфера40», показал, что наших земляков не устраивает качество дорожного ремонта. Результат, в общем-то, был предсказуемым. Самое печальное, что почти половина из опрошенных после деятельности дорожных служб изменений к лучшему вообще не отметила, а еще тридцать процентов считают, что бюджетные средства, отпущенные на ремонт, уходят в песок.

Увы, это подтверждается свежей практикой. Около месяца назад мы писали о последствиях ямочного ремонта в Калуге на улице Карла Либкнехта («Загадочный ремонт», номер от 7 мая). Дорожно-транспортная организация проводила работы с явным нарушением технологии. Как следствие, состояние проезжей части нисколько не улучшилось, а местами даже наоборот.

Сегодня все тот же злополучный участок дороги на Либкнехта вновь оказался в объективе нашего фотографа. Поводом послужили загадочные (в кавычках) действия дорожников. Наспех заделанные ямы они вскрыли и собираются переделывать покрытие. И все бы неплохо — можно было бы порадоваться тому, что власти отреагировали на критику газеты, но… История повторяется: вновь, как и пару месяцев назад, выпиленные в асфальтобетоне прямоугольники оставили на неопределенный срок, и теперь они ждут своего часа икс. Опять как назло пошли дожди (вообще осадки — это бич калужских ремонтников!), дорога сейчас опасна для автомобилистов. Будет ли она когда-нибудь безопасной, очень трудно сказать — судя по тому, с каким «рвением» трудятся рабочие.

Происходящее на Либкнехта в нашем городе — в порядке вещей. Так же безобразно был произведен ямочный ремонт улицы Маршала Жукова. И это только начало сезона! Не хотелось бы, чтобы весь он прошел столь же «результативно». Видимо, поэтому эта ситуация стала поводом к обсуждению на последнем заседании гордумы. Назывались подрядные организации, которые вот таким образом выполняют условия заключенного с городом контракта. Кстати, среди них есть и такие, которые до сих пор даже не приступили к работам, несмотря на то что договора были заключены еще в апреле.

В этом году на проведение ямочного ремонта в областном центре выделено почти 70 млн рублей — больше, чем в прошлом году. В том, что эти деньги будут «освоены», сомнений практически нет. Рано или поздно ямы засыплют асфальтом и работа по факту будет выполнена. Увы, на общем фоне халатности, формализма качественно выполненный ремонт, скорее всего, будет незаметен, словно капля в море. А если кого-то из нерадивых подрядчиков все-таки заставят переделывать свои «косяки», работу над ошибками они проведут для галочки. Как показывает жизнь, делать по-хорошему дорожно-ремонтные бригады или не умеют, или не хотят.

Существуют ли нормы и критерии оценки качества дорожных работ? Иными словами, можно ли поймать дорожников на невыполнении ГОСТов?

Есть критерии разрушения дорожного полотна, которые говорят специалистам (хотя и без них все понятно) о необходимости ремонта. Также существуют технологии правильной укладки асфальта. В соответствии с ними только подготовка ремонтируемого участка покрытия включает в себя с десяток операций — от очистки поверхности дороги от пыли и т.д. до обработки дна и стенок тонким слоем жидкого (горячего) или разжиженного битума или битумосодержащей эмульсии. Именно эта подготовительная часть обеспечивает долговечность и прочность покрытия. Из того, что требуется, работники в оранжевой униформе, дай бог, если сделают процентов тридцать.

На устойчивость дорожной «заплатки» влияют плотность укатки, погодные условия, качественный состав асфальтовой смеси. У нас из-за несоблюдения необходимых условий заделанные выбоины вновь появляются уже через пару месяцев, в то время как могли бы, при соблюдении технологии, не давать о себе знать несколько лет.

Можно ли как-то повлиять на безответственных подрядчиков? К сожалению, как показывает практика, имеющиеся в арсенале заказчика способы наказания за несоблюдение условий договора не очень действенны.

Быть может, гораздо эффективнее было бы наконец изменить заложенный в законе принцип наименьшей цены как главного условия победы в конкурсных торгах?

Как говорится, соблазн велик. Потенциальные подрядчики, позарившись на возможность получить тендер, намеренно занижают цены. А тот, кто предлагает реальную калькуляцию, проигрывает. Победители исполняют условия договора ценой экономии на том, на чем экономить не следует: на рабочих, щебне, асфальте, бордюре, на технологии и работах, на всем, что может уменьшить себестоимость. Некоторые играют на понижение и зарабатывают на большом количестве выигранных тендеров и низком качестве работ.

И в результате мы получаем лоскутное одеяло вместо дороги. Которое сколько ни латай, все будет мало. И миллионы бюджетных рублей вновь и вновь будут закатывать в асфальт — на радость подрядчикам, которым невыгодно делать хороший ремонт, так как тогда не будут ежегодно выделять средства. И все потому, что скупой платит много раз.