«Пятна» на карте

Исчезновение зеленых насаждений с наводненных городским транспортом улиц Калуги происходит с катастрофической быстротой, и восполнить «залысины» во дворах, скверах и на улицах не помогает даже коллективная высадка деревьев и кустарников. Исчезновение зеленых насаждений с наводненных городским транспортом улиц Калуги происходит с катастрофической быстротой, и восполнить «залысины» во дворах, скверах и на улицах не помогает даже коллективная высадка деревьев и кустарников.

Насколько велика экологическая угроза областному центру и к чему может привести игнорирование природных факторов, мы беседуем с заслуженным экологом России, доктором биологических наук, профессором кафедры ботаники, микробиологии и экологии Института естествознания КГУ им. Циолковского Алексеем СТРЕЛЬЦОВЫМ.

— Алексей Борисович, как вы оцениваете экологическую обстановку в Калуге?

— В целом об экологической ситуации в городе Калуге можно сказать, что она нормальная. У нас нет каких-то крупных производств на территории, на которой проживают люди. Говорить об экологической ситуации, упоминая только об атмосферном воздухе, тоже не совсем верно. На некоторых территориях могут быть загрязнены почва, воды, а воздух быть более-менее нормальным. У нас в области проводится интегральная оценка состояния воздуха. По данным, которые предоставляют предприятия по выбросам в атмосферу, даже выпускается специальное издание.

Но, с одной стороны, кажется, что все нормально, с другой — наоборот. В Калуге увеличилась концентрация автомобильного транспорта, а 90 процентов загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах приходится именно на транспорт. Даже пыль в воздух поднимается именно по его вине.

С увеличением числа транспортных средств растет и загрязнение. В прошлом году наши студенты провели разовую оценку по официально утвержденной методике: подсчитали движение автотранспорта в определенный период в определенном месте в течение суток. Подсчеты и замеры велись в пяти точках Калуги, и получилась «красивая» картинка: наименьший показатель концентрации CO2 (окиси углерода) в атмосфере превышает норму в пять раз, а максимальный, в точке на перекрестке улиц Маршала Жукова и Горького — в 18 раз. В 6-8 раз концентрация превышена в точке в скв. Мира, в пять — на ул. Московской. Окись углерода считается основным газом, вызывающим парниковый эффект.

Это результат научных исследований, они не имеют юридической силы. Но проверить наши данные просто, и, думаю, в этом году показатели лучше не стали.

— А что нужно, чтобы загрязненные зоны перестали быть такими?

— Учитывая то, что основной источник загрязнения — это автомобильный транспорт, нужно каким-то образом регулировать движение. В прошлом году на встрече с представителями ГИБДД они озвучили интересные предложения по организации многоэтажных и подземных стоянок. Но сами специалисты не вправе принимать решение об организации парковок. Это в ведении исполнительной власти.

Спасает ситуацию и регулирование транспортных потоков. Введение кольцевой дороги — это великолепное решение, потому что тяжелый транспорт, который раньше ходил через Калугу, теперь ее обходит. Но организация движения — это огромная проблема, и она не решена ни в одном крупном городе. Третье, что необходимо учитывать, чтобы понять причину загрязнения, — это техническое состояние автомобилей. Если на государственном уровне будут закреплены требования ГБО четвертого поколения, то это снизит экологическую опасность. Но все эти введения требуют внушительного количества финансовых вложений.

Наиболее малозатратная вещь — это экологически обоснованное озеленение. К сожалению, у нас нет ни одного эколога, который официально им занимался, и это первая проблема. Вторая — вся городская архитектура ориентирована на внешний вид. Поэтому соответствующие виды кустарников и деревьев, способ их посадки определяются чисто эстетической стороной. Что для комфорта и безопасности людей второстепенно.

Что такое экологически грамотно? Возьмем, к примеру, ул. Ст. Разина. Она сделана в виде бульвара, с центральной аллеей, на которой есть и деревья, и кустарники. Получается, что от полос движения прогулочная часть изолирована как сверху, так и снизу. Площадь Победы в этом отношении несколько хуже — там защитой от дороги выступает кустарник, а древесные растения высажены по центру. Смотрится красиво, но для гуляющих с колясками мам это не лучшее решение, ведь вокруг постоянно по кольцу движется транспорт. Я бы не рекомендовал им выбирать для прогулок именно это место.

Мне тоже нравятся газоны с розами, но толку от них никакого. Экологический эффект от такого озеленения равен нулю. Если вернуться на ул. Ст. Разина, то тут можно увидеть двойной эффект: «зеленый щит» защищает аллею, но он же создает двойной эффект загрязнения для многоэтажек. Для жителей лучше не открывать окна на улицу.

Несколько лет назад по заказу городской управы наш университет провел инвентаризацию всех уличных зеленых насаждений. Было описано более 60 000 деревьев и кустарников, буквально каждое дерево и каждый куст. Указаны размеры, вид, состояние. Инвентаризация проводилась на протяжении трех лет, но полученные данные не используются до сих пор. Городу нужна геоинформационная система, которая включала бы постоянно обновляемые данные, по которым можно было бы провести оценку качества озеленения, моделировать ситуации изменения движения. Все это можно было сделать еще в 2006 году, и сейчас мы имели бы уже полноценно работающую систему контроля экологической безопасности.

Можно сказать, что отношение муниципальных властей к экологической проблеме постоянно ухудшается. Ведь на первый взгляд, пока мы ходим по улицам и не падаем замертво, все в порядке. Но проблема в том, что вредный для здоровья эффект носит долговременный и подчас скрытый характер.

— Проводились ли исследования того, как влияет загрязнение в определенных точках Калуги на здоровье?

— В 2000 году вместе с медиками мы проводили исследование детских экопатологий. Картину, кто и где болеет, они проводили по существующей методике. Мы анализировали, как распределяются по территории города детские заболевания, особенно те, которые связаны с загрязнением атмосферного воздуха, к примеру, бронхиальная астма. Почему дети, а не взрослые? Потому что взрослые активную часть дня проводят на работе, а дети до 14 лет постоянно находятся в одном районе — там расположены дом, школа, детский сад.

Все просто: если в каком-то районе города есть скопление заболевания, значит, состояние атмосферного воздуха там постоянно хуже. Были выявлены три зоны скопления: первая — в районе сквера Мира, в сторону парка Циолковского, вторая — в центре города и третья — в районе Кубяка — Северного. Через несколько лет, в 2008-м, картина изменилась: в районе Кубяка скопления не наблюдалось, «пятно» со сквера Мира приблизилось к центру, а с площади Победы переместилось в сторону Черемушек. Мы предположили, что это связано с изменением транспортных потоков. Как раз в 2000 году еще функционировал старый, верхний, мост через Оку, в 2008 году полностью эксплуатировался нижний мост, а верхний проходил реконструкцию.

Здесь заметны изменения в картине заболеваний и уровня загрязненности, и происходило это не за один или два года. И это статистика.

— Учитываются ли какие-то экологические нормы при планировке новых районов, строительстве домов?

— Наверняка есть какие-то СНиПы (строительные нормы и правила) в отношении освещенности и прочих параметров, но никакой связи между состоянием микросреды, наличием тех или иных видов растений нет. Есть какие-то рекомендованные виды растений для посадок на бульварах, газонах и так далее, но они необязательно экологически обоснованы. Никто не консультировался с экологами в вопросах озеленения Калуги. Они обсуждались, но рабочей консультации ни разу не было. Я практически уверен, что на карту загрязнения почв при разработке новых строительных проектов никто не ориентируется.

В отношении экологической безопасности жилья многое зависит не только от того, где оно располагается, но и какие материалы используются для внутренней отделки помещений. Строители, сдавая квартиры без обоев, покраски и прочего, снимают с себя ответственность за здоровье будущих жильцов. А люди в погоне за яркими красками и удобством могут самостоятельно ухудшить экологическую обстановку в квартире.

При планировке города необходимо привлекать экологов, и на территории области совсем недавно произошла ситуация, которую можно было бы разрешить, если бы к ней привлекли специалистов. Строительство мусороперерабатывающего завода в Детчине население восприняло как угрозу здоровью, между тем стоило провести разъяснительную работу, консультации с людьми — и никакого общественного ажиотажа это бы не вызвало.