Курс на Аюдаг

С конца апреля до ставшего таким желанным для тысяч россиян Крыма можно добраться по единому проездному.

С конца апреля до ставшего таким желанным для тысяч россиян Крыма можно добраться по единому проездному.

Еще пару лет назад такое и представить себе было невозможно: Медведь-гора «переехала» в Россию. Стремительные события этого года поменяли не только карту двух стран, но и изменили туристические маршруты их жителей.

В 2012 году план калужанина, отправившегося в Крым на личном транспорте, выглядел следующим образом: поднимаешься часов в пять утра, садишься в автомобиль и едешь в Белгородскую область, оттуда — в Харьков, на таможню. Пройдя контроль и поторговавшись об «оплате проезда» с принимающей стороной, потратив на это минут сорок, едешь по бездорожью в сторону Мелитополя. К ночи, проведя в пути весь день, кое-как находишь гостиницу в полутемном городе и, припарковав, за неимением лучшего, машину прямо на тротуаре, забываешься сном до утра. А уже утром держишь путь куда-нибудь в Алушту или Феодосию, на каждом шагу поминая добрым словом украинский хайвэй.

После знакомства с местными дорогами обратный путь на пароме через Керченский пролив выглядит более привлекательно — там лучше и бензин, и дороги. От Коктебеля до Керчи — приблизительно 100 километров, поэтому, заплатив 1,5 тысячи рублей и загнав машину на паром, через 30-40 минут оказываешься в конечном пункте. Правда, таможня снова становится пунктом преткновения. На российской территории водитель переходит границу с машиной, а пассажиры идут пешком, разница во времени прохождения контроля — час-полтора, что не очень-то удобно. В итоге, прибыв на таможню в семь утра, попасть на родную землю можно лишь к обеду.

Теперь у автомобильного маршрута появилась серьезная и уж точно более дешевая альтернатива, а именно — единый проездной до Крыма. На поезде «Москва-Анапа», уходящем с Курского вокзала, добираться до конечного пункта спокойнее: и состав идет параллельно украинской территории, а не по ней, значит, вам точно не откажут во въезде на Украину, и сам поезд идет под наблюдением военных — с воздуха.

Дорога отнимает две ночи и день, после чего вы пересаживаетесь на автобус, на котором вас доставляют в порт «Кавказ». По свидетельству тех, кто уже успел опробовать на себе действие «единого», пока что весь путь до порта проходит под пристальным вниманием патрулей. Никто не удивляется — рядом страна, в которой бушует гражданская война.

Выгода отправляться в Крым как пассажиру, а не как водителю сразу становится понятна тем, кто видел многокилометровую очередь из легковушек, ожидающих своего «паромного» часа. Пусть и с некоторым комфортом — биотуалеты, палатки и прочая «инфраструктура на скорую руку» здесь есть, но ждать по десять и более часов — занятие не из приятных.

Пусть Крым теперь и территория Российской Федерации, и государственной границы здесь нет, однако проверка осталась. У прибывающих проверяют паспорта на предмет въезда в Крым, так, на всякий случай, а вдруг что случится?

Последний пункт — паром. После прохождения проверки пассажиры ждут своей очереди в специальном коридоре. Сейчас на керченской переправе работают три парома. Если учесть, что дорога туда-обратно отнимает часа два, нужно запастись терпением. Впрочем, это едва ли не последний пункт, когда он вам потребуется. Далее будет благословенный отдых, так что все «приключения» в пути забудутся очень скоро.

Итак, суммируем все, что нам удалось узнать о едином проездном билете на поезд, автобус и паром, который за первые пять дней продажи, как сообщает ОАО «РЖД», приобрели почти 700 человек. Единый проездной билет позволяет добраться на поезде до Краснодара или Анапы, затем на автобусе до парома, на пароме или скоростном катамаране через Керченский пролив и на автобусе до одного из крымских городов: Ялты, Керчи, Феодосии, Алушты, Симферополя и других.

Стоимость билетов в железнодорожных кассах варьируется в зависимости от пунктов отправления и прибытия. Планируется, что в летний период до Крыма на пароме смогут добраться около двух миллионов человек. С 1 мая количество рейсов через Керченский пролив увеличено до 33 в сутки. Единственное, что может помешать пассажирам, — это шторм.

Теперь о ценах. Стоимость билета из Анапы в Симферополь составит 350 рублей, в Севастополь — 430, в Евпаторию — 420, в Ялту, Феодосию и Судак — 350, в Керчь -150 рублей. Из Краснодара единый билет стоит дороже: в Симферополь — 750 рублей, Севастополь — 830, Евпаторию — 820, Ялту — 250, Феодосию и Судак — 750, Керчь — 250 рублей.