Хранитель совести

Нам довелось встретиться и обстоятельно побеседовать с одним из представителей уходящей касты интеллигенции. Наталья Грамолина — душа Государственного мемориального историко-художественного и природного музея — заповедника Василия Поленова.

Нам довелось встретиться и обстоятельно побеседовать с одним из представителей уходящей касты интеллигенции. Наталья Грамолина — душа Государственного мемориального историко-художественного и природного музея — заповедника Василия Поленова.

Заслуженный работник культуры России, член правления Фонда возвращения и сохранения культурно-исторических ценностей России имени В.Д. Поленова хранит святыню усадьбы художника своим сердцем уже сорок четыре года.

По степени, чистоте, подлинности это место можно сравнить только с монастырем, где не прекращалась молитва, например, Псково-Печорской лаврой. Дело в том, что усадьба, построенная Василием Дмитриевичем по собственному проекту с соблюдением всех секретов плотницкого мастерства, никогда не уходила из рук семьи.

В 1939 году наследники передали ее в дар государству и тем самым сберегли для себя и страны. С 1990 года Наталья Николаевна Грамолина берегла музей в должности его директора. Её настойчивостью зона заповедника простёрлась на 870 гектаров! Наш собеседник — инициатор развития просветительской, театральной и мемориальной традиций музея.

Народный театр для детей и взрослых, студия эстетического воспитания, масштабные экспозиции в странах Европы, научная, издательская работа, создание фильмов, путеводителя по музею и многое другое — дело рук этой маленькой женщины. Что такое красота, уходит ли женственность с годами? Нет, они — функция от доброты.

Нам довелось впервые увидеть Наталью Николаевну на веранде здания служб музея. Развевалась завеса от солнца цвета индиго, вышла хозяйка с подведенными малахитовой пылью глазами. Мы будто нырнули в эпоху модерна. Казалось, сейчас в дверях покажется Бакст, или на худой конец, Чехонин.

— Что дает учредителю Ассоциации музейных работников регионов России «держать оборону», не пускать «мерзость запустения» на то «место святое», которое доверила вам судьба?

— Усадьба — яркое выражение отечественной культуры. Русская литература написана в седле и в усадьбах. Создатели культуры никогда не отрывались от своих корней — только при этом условии ее процесс будет иметь продолжение. Наша задача — сохранить наследие. Если вы хотите сделать что-то новое, модное, «интерактивное» — постройте этот объект «с нуля», в чистом поле, а не разрушайте то, что было создано в эпоху расцвета культуры. Когда люди приезжают в усадьбу, они, как блудный сын, возвращаются к отцу, припадают к его коленям, ища защиты.

Василий Дмитриевич Поленов строил дом, сажал деревья, когда ему было пятьдесят лет. В то время это была уже старость. Он знал, что большими деревья не увидит, он сажал их для детей, внуков, которые будут «возделывать свой сад». Так растет культура.

— Что такое культура?

— Культура — это ответственность за каждый поступок, слово, понимание того, что ты влияешь на настоящее и будущее. Культура — это доброта, искренность, уважение.

— Как объяснить «деловым» людям, что нельзя застраивать земли, которые видны из окон немногих сохранившихся усадеб? Ведь можно получить огромную прибыль, спилив вишневый сад и застроив землю коттеджами…

— «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, и нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Ну, вы застроите исторические земли, получите сиюминутную выгоду, но как это скажется на судьбе ваших потомков? Тем людям, которые ради наживы разрушают, например, Абрамцево, другие заповедники культуры, нужно терпеливо объяснять их ценность: сначала — лично, потом — в суде, потом — ложась под гусеницы бульдозера. Мы — солдаты культуры и должны защищать ее.