По японской системе

Некоторые «продвинутые» родители пытаются в своей отдельно взятой семье внедрять модные методики воспитания. Некоторые «продвинутые» родители пытаются в своей отдельно взятой семье внедрять модные методики воспитания.

Сегодня у всех на слуху японская система, в соответствии с которой «до 5 лет ребенок — царь, с 5 до 15 — раб, а после 15 лет — равный». Если буквально понять перевод с японского и руководствоваться им, то можно такого наворотить…

Начнем с того, что слова «царь», «раб» в наших культурах имеют несколько разное значение. Если для японцев царь — непререкаемый авторитет, свободный и раскрепощенный внутренне и внешне, то для русских — скорее символ безграничной власти и вседозволенности. Так что, руководствуясь отечественным пониманием значения сиих слов, можно получить «на выходе» из пятилетнего возраста избалованного без всяких тормозов отпрыска, совсем не похожего на своего ровесника из Страны восходящего солнца. Конечно, и там, как говорится, не без урода, но все же в большинстве своем маленькие японцы не такие. Почему?

Потому что хотя в период раннего детства малыша за капризы и шалости физически не наказывают и ни в чем не ограничивают, но вот морально дают понять, что его действия огорчают родителей. Это все равно что вместо шлепка по попе за разбитую кружку вы закроете лицо руками и заплачете. Для ребенка в этом возрасте нет ничего хуже, чем огорчить маму. Так что к 5 годам после таких воспитательных методов малыш начинает бояться сделать шаг влево, дабы не расстроить родителей и окружающих.

После пяти лет, следуя японской системе, начинается серьезная ломка личности. Опять же стоит сделать поправку на восприятие слова «раб». Наших «рабов» все время наказывали физически. Японцы и в этом возрасте стараются избегать телесных наказаний, а упор делают на подавление индивидуальности ребенка. «Будь как все, не проявляй характер, учись жить в обществе» — кредо этого периода. Поэтому в государственных детских садах до сих пор существует жестко регламентированная форма. Детишки учатся писать, считать, читать, но подготовка к школе — это далеко не основная задача. Самое главное — обучить ребенка поведению в коллективе. Может быть, поэтому жители этой страны такие вежливые, трудолюбивые, пунктуальные, воспитанные и дружные? Однако нам, русским, трудно смириться с жестоким подавлением характера своего любимого чада, мы все-таки более европейцы, нежели восточные люди.

И, наконец, о периоде, когда к ребенку нужно относиться как к равному. Трудно представить себе японского старичка и недавнего тинэйджера, непринужденно, по-свойски, беседующих между собой. Мы-то знаем, как в этой стране почитают старших. Речь, скорее всего, идет о равной ответственности за свои поступки. Здесь нам есть чему поучиться у этой нации, ведь наши дети порой и до 35 лет умудряются оставаться детьми. Родители считают своим долгом всячески помогать чадам, у которых уже свои дети растут. Равноправие должно сопутствовать взрослению, тогда, возможно, у отцов и детей не будет серьезного повода для конфликта.