«Попытка полёта»

Помните, уважаемые читатели, как вы впервые открыли «Робинзона Крузо», «Трех мушкетеров»? Как не могли заснуть, пока не перевернете последнюю страницу? У вас есть возможность повторить это впечатление. Главный режиссер Калужской драмы Александр Плетнев сделал всем на свой юбилей подарок — роман о жизни. И назвал он его, как свою последнюю на сегодняшний день калужскую премьеру, «Попытка полета». Помните, уважаемые читатели, как вы впервые открыли «Робинзона Крузо», «Трех мушкетеров»? Как не могли заснуть, пока не перевернете последнюю страницу? У вас есть возможность повторить это впечатление. Главный режиссер Калужской драмы Александр Плетнев сделал всем на свой юбилей подарок — роман о жизни. И назвал он его, как свою последнюю на сегодняшний день калужскую премьеру, «Попытка полета».

Александр Борисович из тех немногочисленных людей, что не вычитывают интервью. Он понимает, что в общении скрывать что-либо бесполезно — все равно все видно через лексику, ритм речи, метафоры и цитаты, вплавленные в кровь.

Книга о жизни имеет подзаголовок «Хроника событий последних лет», отметающий всякую претенциозность. Однако эпиграф из Андрея Вознесенского «Я памятник отцу» говорит о том, как важен для автора этот труд. Работал он над ним кропотливо и понемногу. Рассказ о создании сорока пяти спектаклей, о встречах с людьми и роком проиллюстрирован не только обильными фотографиями, но и чертежами — проектами летательных аппаратов 18-19-го веков. Они — чистая мечта, никогда не поднимались в воздух, «как всякое искусство — совершенно бесцельны».

«Театральные люди, начиная какую-то работу, находятся в плену невероятной иллюзии, что все, что они делают, будет не просто востребовано, но мир жить без этого не сможет», — так сам автор объясняет это странное для взрослых людей занятие — игру.

Главный урок, который извлек автор из полувека труда, любви и путешествий: «Любое мгновение нашей жизни — лучшее». Книга далека от патетики, а юмор у автора всегда «на грани». Вот фрагмент о том, как отмечали в ресторане города Иваново премьеру «Блэза»: «Купили какие-то билеты и прошли в зал. «Вам повезло, — сказал охранник, — у нас сегодня стриптиз». Сели перед сценой в удобные кожаные кресла, заказали напитки. И тут началось! Выскочили на сцену очень пластичные ивановские парни и как начали срывать с себя и друг друга «ивановские ситцы». Стриптиз оказался мужским!».

Книгу на двести страниц большого формата Плетнев написал в содружестве с множеством людей, когда-либо рецензировавших его спектакли. И эти журналистские заметы режиссер отбирал отнюдь не по принципу степени хвалебности, есть и примеры полного разгрома. Но это серьезный, аргументированный разговор, после которого остро хочется пойти и посмотреть осуждаемый спектакль. Московские, саратовские, тульские, тираспольские, ивановские, брянские, ярославские, тверские, владимирские и, конечно, калужские публикации выстраивают перед авторами спектаклей ряд зеркал, в каждом из которых виден кусочек истинной картины.

Александр Борисович признается: «Я не тиран. Я — провокатор. Я вызываю актеров на то, о чем они даже не задумываются». Не только актеров, но и нас, зрителей! Театр — это зеркало, в котором мы видим себя, чужая автобиография — предлог и причина, для того чтобы «перетрясти» покровы своей собственной жизни. А что я делал — и сделал в этот день того давнего или недавнего года?

У книги есть вступление, но нет заключения. Потому что ее автор каждое утро идет на репетицию в Калуге или другом городе России, чтобы найти что-то новое. Пятьдесят лет, 45 спектаклей, а усталости нет ни у него, ни от него, и хочется двигаться дальше, удивляться новым сказкам и былям. Плакать и смеяться над его вымыслами.

Хроника жизни Плетнева «Попытка полета» может стать вашей, ее можно приобрести в фойе драмтеатра перед спектаклями. Это не только история жизни одного человека, это рассказ о многих течениях и поворотах в жизни людей, определивших облик культуры Калуги. А значит, это история нашей с вами жизни.