Фиеста Церетели

Не прошло и года, а Герой Социалистического Труда, советский и российский художник и скульптор, президент Российской академии художеств Зураб Церетели опять пожаловал в Калугу. Не прошло и года, а Герой Социалистического Труда, советский и российский художник и скульптор, президент Российской академии художеств Зураб Церетели опять пожаловал в Калугу.

Принимала его снова галерея муниципального Дома музыки, где разместились работы разных лет, объединенные общей темой и названной «Испанская сюита».

Символ творчества народного художника России в массовом сознании — памятник Петру I на насыпи в развилке Москвы-реки и Водоотводного канала, воздвигнутый в 1997 году. В 2010 году столица решила освободиться от колосса, и намерение принять его заявили Азов, Приднестровье, Орел, Архангельск, Переславль-Залесский, Камышин. Как видите, Калуги в этом списке нет, наш городок решил наслаждаться более камерными творениями мастера.

Одной из многих монументальных работ художника стала скульптурная композиция «Рождение нового человека» в испанской Севилье. Поездки на солнечный полуостров, знакомство с его культурой и людьми вызвали к жизни множество зарисовок корриды.

Мировое сообщество все более нетерпимо выступает за запрет этого кровавого развлечения, но испанцы заявляют, что бой с быком — их неотъемлемая национальная особенность, как охота японцев на китов.

Действительно, бой с быком привлекает в Испанию массу туристов, а роман Эрнеста Хемингуэя «Фиеста» придал обычаю интеллектуальный блеск. В действительности это очень опасный спорт, и матадоры реально могут погибнуть на арене, причем по своему выбору. А вот лошади гибнут обязательно, на каждом представлении, и безо всяких гонораров.

Бег толпы перед началом корриды, когда за взыскующими адреналина мужчинами бегут быки, ежегодно уносит десятки жизней. Когда-то корррида была обрядом жертвоприношения на переломе зимы, «выкупом» за будущий урожай. Теперь вклад «боя с быком» или «боя быков» в экономику страны еще весомее.

Палитра Зураба Константиновича при живописании Испании традиционна — цвета крови, песка, фруктов. Вот пикадор «метит» бок быка. Вот бык с четырьмя пиками в алой мелете тореро. Лица тысяч зрителей — как листья в лесу, они смотрят с трибун на древнее действо, подобно римлянам, введшим в обиход битвы смертников со зверями. А вот бык поддел рогом смельчака, перебросил через себя. Успеют ли отвлечь победителя мулом или он развернется и прикончит тореро?

А вот идиллическая подготовка к корриде — быков то ли купают в море, то ли пасут на малахитовом лугу. Эх, уплыть бы им, как Зевсу, некогда унесшему Европу, спрятаться от «заботливых» пастухов. Мясо потерпевшего поражение быка отправляют в рестораны, где подают за бешеные деньги — говорят, оно прибавляет мужественности.

Прелестный портер «Кира» позволяет отдохнуть от драматических сцен — женщина несет из селения на базар корзину с цветами.

Яркая выставка кого-то заставит задуматься о бренности жизни, а кого-то — перечитать завораживающие страницы лауреата Нобелевской премии, воина, охотника, самоубийцы Эрнеста Хемингуэя.