Интервью с Воландом

Калугу посетили герои романа «Мастер и Маргарита», воплощенные артистами театра Романа Виктюка. Это — спектакль-долгожитель, его премьера состоялась в 1988 году, и представленная калужанам редакция — четвертая по счету. Калугу посетили герои романа «Мастер и Маргарита», воплощенные артистами театра Романа Виктюка. Это — спектакль-долгожитель, его премьера состоялась в 1988 году, и представленная калужанам редакция — четвертая по счету.

В авангардных декорациях, под стальной пирамидой и крестом, среди золотых и серебряных идолов — голов свергнутых тиранов XX века — была разыграна история поиска смысла и любви. Михаил Фатеев подарил свой талант Мастеру и Пилату, Игорь Нефедов — Бездомному и Иешуа. Иронический соблазн излучала Гелла (заслуженная артистка России Людмила Погорелова), отрицал существование Бога и дьявола Берлиоз (заслуженный артист России Олег Исаев), страдала Маргарита (заслуженная артистка России Екатерина Карпушина). В роли Воланда парил над миром заслуженный артист России Дмитрий Бозин. Конечно, прочтение одного мастера другим требовало для своего восприятия усилий, раскрепощенности и культуры. Но ведь даже чтобы поесть, нужно затратить калории для жевания и глотания.

Горький гротеск социальной реальности, любовь, как боль… И — мороз пробирал по коже, когда огромная тень Воланда протянула руки над партером Концертного зала.

После спектакля, увенчанного цветами и аплодисментами аншлагового зала, многолетний премьер театра Виктюка, заслуженный артист России Дмитрий Бозин абсолютно серьезно раскрыл вашему корреспонденту свое кредо.

 — Есть мнение о том, что в романе «Мастер и Маргарита» нет положительного персонажа. Как вы это прокомментируете?

— Это слова Андрея Кураева (актер глубоко задумался). Я вообще слабо представляю себе, кого, кроме Христа и Будды, можно назвать положительными персонажами мировой истории. Полагаю, что соединение плюсов и минусов в личности гармонично, и меня это вполне устраивает. Порядочный человек — это не святой. Как говорит Энтони Хопкинс: «Интеллигентный человек — тот человек, который умеет играть на волынке, но не делает этого». Есть кодекс, который порядочный человек соблюдает относительно других людей, но это не значит, что он свят.

— В сцене с Иванушкой в сумасшедшем доме вы (Воланд) управляете им как марионеткой. А мне казалось, когда я читала роман, что у Бездомного диалог с Иешуа.

— Виктюк говорит мизансценой то, что Воланд существует в голове персонажа как постоянный, на тот момент безумия, собеседник. В игре Игоря видно, что он изначально — Иешуа, а уже потом — Бездомный: человек, ощущающий Иешуа в себе, продолжает уверять себя и других, что он — пролетарский поэт. Мастер и Бездомный говорят между собой при помощи своих персонажей: Мастер становится Понтием Пилатом, а Бездомный, написавший атеистическую поэму о Христе, — Иешуа.

Первый мой вопрос к Кураеву касался его мнения о Маргарите. Он настаивает, что она ведет себя как проститутка. Маргарита — ведьма по рождения, на балу она была в своей среде. Но она находилась там в «благороднейшем обществе», это видно и по стилю языка, и по высочайшему такту — наготу Маргариты моментально прикрывают, и когда она решается уйти, ничего не попросив, и когда ей возвращают Мастера, то есть когда действие переходит в реальный план.

— Как объясняет Роман Григорьевич использование фонограммы голоса Сталина в финале спектакля?

— Мы понимаем бесовскость эпохи. Сталин — не Воланд, он — человек, но в нем говорят большие трансцендентные силы. Гурджиев не зря консультировал и III рейх, и Советы. Выступление трудящихся на избирательном собрании — тоже пример одержимости. Булгакову по ночам звонил Сталин, у них были тонкие личные отношения, писатель знал и понимал свое время. Поэтому Виктюк ставил спектакль в такой плоскости.

— Я помню, лет 15 назад в интервью вы рассказывали мне о мультипликационном персонаже муравьишке Антсе. Он обошел весь свет, вернулся на свое изначальное место и почувствовал себя там счастливым. Какой путь прошли вы за эти годы? Куда вы дрейфуете?

— Я дрейфую в сторону Англии…

— Поясните.

— Я спрашивал своих нескольких друзей, в первую очередь актеров: «Как вы думаете, как создать театр, в котором атмосферу создают не актеры, а зрители?». Раньше много лет я говорил своим соратникам: «Ребята, диктуйте им (зрителям) атмосферу, рано или поздно они сдадутся». Теперь это стало несложно, я понимаю, как это делается, как даже человеку, который совершенно не готов к спектаклю, рассказать историю так, что он ее услышит. Но теперь я думаю, что новый уровень возникнет у актера в том случае, когда в зале соберутся люди и создадут такую тишину, что не потребуется три звонка. И когда такая тишина возникнет, актер войдет в нее, боясь ее нарушить, и будет ответственен перед этой тишиной. На него будут внимательно смотреть и говорить : «Торопится, эх, зря торопится, нервничает, наверное…»

Я хочу, чтобы они, зрители, были сильнее, я хочу, чтобы они знали больше. И когда я это все рассказал в компании молодых ребят, кто-то из них произнес: «Это как в Лондоне!».

Да, именно это я ощутил во всех лондонских театрах. Даже если туда приходят школьные классы с учителями, они смотрят, зная материал, и проверяют, насколько актер соответствует критериям источника. Это глубоко воспитанная культура.

— Вы сами не хотите преподавать?

— Я пробовал, это неинтересно. Свой опыт передать нельзя. У другого человека другая жизнь, и знания нельзя передать, их можно добыть самому. Сегодня я смотрел в зал и видел огромное количество людей, которым нравится ничего не знать. Они пришли с настроем: «Расскажи мне про Булгакова». Ты старше меня, болван. Если тебя эта тема интересует, почему ты сам не читал о ней? Ты — взрослый человек.

— Знание может дать для жизни какую-то пользу? Чтобы его получить, нужно трудиться с потом и кровью. Но сейчас в провинции за хорошую работу платят столько же, сколько за плохую. Зачем учиться?

— В Москве с оплатой то же самое. Но знание дает наслаждение. Промотивировать людей, чтобы они учились, невозможно. Одним эта радость дана, другим — нет. Человек не хочет рождаться духовно и хочет умереть спокойно, многие люди гордятся этим своим состоянием. Предположим, услышав какие-то стихи, они говорят: «Ох, блин, завернул, ну я даже не все понял!». С той же гордостью, с какой он рассказывает, как он в молодости «классно пил».

— Как пробудить этих людей?

— Никак. Пусть вымрут. Родятся новые люди.

— Откуда, если у них такие родители?

— Дело не в родителях. В нашей стране очень богат и перемешан генофонд. Вы не угадаете, в каком маленьком городке родится гений, например, в Калуге — Циолковский. Революции, ссылки, изгнания, переселения, коллективизации перемешали гены. Чем моложе существа, тем интереснее с ними говорить. Через интернет они научились получать «серебряный век» напрямую.

Вот так судил наш строгий, но справедливый гость: «Ваше право, уважаемые зрители, катиться вниз, подниматься вверх или прозябать на месте». В этом — и надежда, и милосердие. И еще премьер театра пообещал, что через год они привезут в Калугу сияющую «орифламму» Романа Виктюка — спектакль по пьесе Жана Жене «Служанки». Будьте готовы!