На обиженных воду возят

Обидчивых детей видно в игре. Проигрывая, в лучшем случае они отказываются от общения с обидчиком, молчат и отворачиваются, уходят в сторону, в худшем — плачут. Практически всегда такие дети испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Обидчивых детей видно в игре. Проигрывая, в лучшем случае они отказываются от общения с обидчиком, молчат и отворачиваются, уходят в сторону, в худшем — плачут. Практически всегда такие дети испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками.

Обидчивость во всей красе начинает проявляться к пяти-шести годам. Характерная черта таких детей — постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается ребенком как отрицание его самого. Им необходимо непрерывное подтверждение собственной ценности и «любимости». И в то же время они, как правило, не стремятся активно завладеть вниманием сверстников, считая, что те сами должны их заметить и оценить по достоинству. А в это время окружающие занимаются своими делами и не догадываются, что причиняют «несчастному» ребенку страдания своим пренебрежением.

Вот в какие игры играют обидчивые дети. Среди игрушек малыша выделяется узкий круг наиболее любимых, приближенных. Они-то и являются оценщиками героических поступков, фантастических способностей своего хозяина. То он Бэтмен, парящий в ночном небе, то спасатель тонущих, то круглый отличник. Плюшевые зрители должны выражать восхищение, выпрашивать внимание у героя, завидовать ему. Тот, кто выскажется вразрез с основной идеей, будет «репрессирован» — лишен места в зале, подвергнут бурному осуждению. Собственные фантазии, в которых обидчивый ребенок обладает всеми мыслимыми достоинствами (силой, красотой, необыкновенной храбростью), закрывают от него реальность и замещают действительные отношения с другими детьми.

А в реальности такие дети часто становятся изгоями, причем добровольными, потому что нередко выдумывают обиды на ровном месте. Как родители могут помочь своему несчастному чаду, которому кажется, что его никто не любит? Российская педагогика сплошь построена на оценках, и мы привыкли все поступки мерить по шкале «хорошо-плохо». Но в этом случае едва ли не единственным выходом может стать отсутствие сравнения детей.

Для преодоления обидчивости главное — показать ребенку, что оценка и отношение других — далеко не самое главное в его жизни и что другие дети имеют свои интересы и желания, а вовсе не сосредоточены на его персоне. Они не выражают свое пренебрежение, а просто занимаются своим делом: играют, строят, разговаривают.

Нужно учить человека испытывать удовольствие от самого процесса игры или творчества, особенно если все делать вместе с другими. Для этого важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом. Ролевые, хороводные игры, простые игры с правилами дают возможность обидчивому ребенку видеть в сверстниках друзей и партнеров.