Струны дружбы

Калуга получила на День народного единства роскошный подарок — выступление симфонического оркестра. 4 ноября в Танеевском зале абсолютно бесплатно при аншлаге Молодёжный белорусско-российский симфонический оркестр сыграл изысканно составленную программу. Калуга получила на День народного единства роскошный подарок — выступление симфонического оркестра. 4 ноября в Танеевском зале абсолютно бесплатно при аншлаге Молодёжный белорусско-российский симфонический оркестр сыграл изысканно составленную программу.

Коллектив, воплощающий идею дружбы народов в самом высоком смысле, был создан в 2008 году. Возраст оркестрантов — от 15 до 18 лет. Они — будущая элита Беларуси и России, ученики двух школ — Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории, и Республиканского колледжа при Белорусской государственной академии музыки. Учредители международного симфонического оркестра — постоянный комитет Союзного государства, министерства культуры Белоруссии и России.

С коллективом работают два опытных активно концертирующих по миру дирижера: Андрей Галанов (Беларусь) и Вячеслав Валеев (Россия). В течение года музыканты репетируют отдельно в Минске и Москве и только непосредственно перед гастролями объединяются в полный состав.

Несмотря на молодость коллектива, он уже востребован на мировых концертных площадках. Кроме гастролей по городам Союзного государства (Москвы, Минска, Бреста), коллектив с успехом принял участие в юбилейных торжествах памяти падения Берлинской стены, на Международном фестивале молодежных оркестров (Флоренция, 2010 г.). В 2011 году оркестр выступил в Праге, а в 2012-м — в Регенсбурге (Германия). Тур этого года по Великобритании включал концерты в Кембридже, Саутварском кафедральном соборе, церкви св. Джона.

Высокий уровень подготовки его слушателей диктует программу концертов. Калужанам предложили не только часто исполняемые произведения Чайковского и Моцарта, но и музыку XX века: сочинения А. Шнитке и Д. Смольского. Российский руководитель коллектива Вячеслав Валеев, уроженец Нижнего Новгорода, в 2004 году стал самым молодым дирижером, когда-либо становившимся лауреатом на Международном конкурсе дирижеров в Италии, опередив 137 участников! В 2006 году на первом Международном конкурсе Геннадия Рождественского в Софии Вячеслав тоже стал лауреатом среди 111 участников из 26 стран. В творческой биографии нашего гостя — множество дирижерских ангажементов с европейскими коллективами.

Музыкант тесно сотрудничает с кафедрой композиции Московской консерватории, и более тридцати мировых премьер произведений российских, американских, немецких, французских авторов прозвучали под его руководством.

Разностороннее музыкальное мировоззрение позволило дирижерам сформировать гармоничную программу.

Концерт №2 для цимбал с оркестром Дмитрия Смольского стал для Калуги премьерой. Потомственный композитор, народный артист БССР, профессор Белорусской государственной консерватории — автор опер, оратор вокально-симфонических поэм, произведений для симфонического и камерного оркестра, музыки к театральным спектаклям и кинофильмам. Образцовое, по словам дирижера, произведение для цимбал образцово исполнила лауреат международного конкурса Яна Смольская. В антракте восемнадцатилетняя минчанка поведала нам, что любит «Венгерские танцы» Сарасате и «Евгения Онегина». В соответствии с этими пристрастиями в её соло звучали страсть и романтизм.

«Мелодию» Чайковского исполнил двенадцатилетний Равиль Исламов. Преподаватель мальчика, заслуженный деятель искусств России Галина Турчанинова, доверила ему для этого концерта свою скрипку!

Студентка первого курса Московской консерватории Дина Иванова открыла перед калужанами ля-мажорный концерт Моцарта, как книгу сказок. Столько раз слышанная музыка, пройдя через юные руки и чувства, заиграла новой краской, даже солнце пробилось в окне зала на исходе ненастного дня.

Одно из самых популярных произведений легенды мировой музыки Альфреда Шнитке — «Сюита в старинном стиле». Композитор играет со слушателем, пряча изыски «новой венской школы» за « кустами» барокко. Термин, которым можно обозначить исполненный шедевр, — полистилистика. Ввел его в музыковедение сам Альфред Гарриевич, хотя произведения с использованием этого приема писали до Шнитке композиторы Айваз, Малер, Шостакович.

Автор был одним из тех, кто движет вперед и вверх музыкальную мысль, и его оперы, балеты, симфонии, сочинения для сверхмногоголосья (52 голоса!), сонаты, сюиты расширяют сознание. Даже далекие от высот музыки люди, вероятно, были потрясены музыкой Альфреда Шнитке к фильмам «Агония», «Мертвые души», «Маленькие трагедии» и еще шестидесяти лентам.

«Сюита» в исполнении юных была как карта маленькой волшебной страны, где пастушки в кринолинах пасли овечек, в огромном зеркальном зале весь двор танцевал балет, а влюбленная пара уединилась для минорного менуэта. «Фуга» и «Пантомима» играли в прятки среди бархатных кулис веков. То, что было ново, трепетно, незамыленно для исполнителей, так же воспринималось публикой. Юный оркестр проявил отменный вкус, четкость, ансамблевость, музыканты играли без кокетства, с большим достоинством.

«Императорским» подарком калужские меломаны обязаны организатору концерта, главному эксперту Центра международных конкурсов Ольге Спиридоновой. Она знает и ценит калужского зрителя с 1998 года, участвуя в жюри конкурса им. С.И. Танеева. И зритель не подвел: были и дисциплина прослушивания, и овация, и крики «браво!», и цветы для исполнителей. А главное — мы могли стереть пыль со своего восприятия музыки.