При взгляде на витрину

В рамках реализации совместного проекта «Покупай калужское» министерством конкурентной политики пятый год проводится областной смотр-конкурс, который направлен на развитие традиций высококачественного производства калужских товаров, расширение ассортимента и увеличение объемов реализации, а также на повышение конкурентоспособности продукции местных производителей. В рамках реализации совместного проекта «Покупай калужское» министерством конкурентной политики пятый год проводится областной смотр-конкурс, который направлен на развитие традиций высококачественного производства калужских товаров, расширение ассортимента и увеличение объемов реализации, а также на повышение конкурентоспособности продукции местных производителей.

Наш корреспондент встретился с заместителем министра конкурентной политики и тарифов Маргаритой ЩЁГОЛЕВОЙ, которая возглавляет управление потребительского рынка и лицензирования и курирует данный проект.

— Маргарита Ивановна, пять лет жизни проекта — это уже срок солидный. Но давайте сначала вернемся к его старту. Ведь он был создан не ради политических амбиций партии «Единая Россия», которая является соавтором проекта?

— Конечно, нет. Прежде всего, он позволяет нашим аграриям широко представлять свою продукцию в розничных торговых сетях и способствует формированию позитивного отношения населения к местным товарам и повышению потребительского спроса на них. У нас заявлено шесть номинаций, где могут соревноваться организации калужской розничной торговли и той, что зарегистрирована на территории России, те, кто осуществляет торговлю на розничных рынках и ярмарках. Есть номинации «Лучший товар года» и «Калужская новинка года». Видите, как широк спектр условий соревнования!

С 2012 года за счет включения дополнительной номинации — «Лидер продаж калужских товаров среди розничных рынков и ярмарок Калужской области» — к участию в конкурсе привлечены два сельскохозяйственных рынка и четыре участника ярмарочной торговли.

— Такое количество номинаций говорит о том, что он и жесток по своим условиям, и в то же время позволяет участникам показать себя в самых различных сферах своей отрасли. Вопрос традиционный: кто самый активный участник данного конкурса? Хотя ответ предсказуем — в нем соревнуются лучшие производители любимых калужанами продуктов.

— Самыми активными участниками конкурса являются производители молочной продукции. У покупателей большим спросом пользуются марки: «Обнинский молочный завод», ОАО «МосМедыньАгропром», ЗАО «Агрофирма Оптина», ООО «САПК-Молоко», ООО «Кондрово-молоко», Ферзиковский, Думиничский, Калужский молочные заводы, ООО «Фирма «Света». Отдельно стоит сказать о козельском фермерском хозяйстве «Нил», коллектив которого постоянно работает над увеличением ассортимента продукции, смело представляет на конкурс новинки, такие как козье молоко, масса творожная соленая с зеленью., мороженое, десерты в ассортименте. Ежегодно хозяйство становится победителем в одной из номинаций.

— А теперь поговорим о торговых точках. На одном из заседаний рабочей группы министр Николай Владимиров отметил, что в Людиновском и Тарусском районах доля калужских продуктов в магазинах ничтожна.

— Абсолютно верно. Наименьшую долю по молоку показывает Тарусский район: 10% — в ассортименте розничных сетей межрегионального значения и 25% — в местных магазинах. По данным администрации Людиновского района, в сетевых магазинах все же появилось наше молоко, но всего 14%. Тогда как доля хлеба калужских производителей в магазинах всех наших районов и городских округов — более 50%.

— Выходит, что не желают наши магазины выставлять на прилавок калужскую качественную продукцию?

— В самом начале нашей акции картина действительно была удручающей. Многие сетевые магазины не желали связываться с нашими производителями, объясняя это малыми объемами продукции. Но мы с ними упорно работали, и сейчас можно сказать, что у подавляющего большинства предприятий торговли мы видим на прилавках нашу молочную продукцию. А вот о мясе этого сказать, увы, нельзя.

— Но здесь наших селян выручают ярмарки. Посещая их постоянно, я даже могу назвать наиболее любимые горожанами районы. Неизменно очереди возле мосальских, козельских, медынских прилавков. Я уж не говорю об Обнинском колбасном заводе. Его марка «Большемясов» вытесняет из магазинов иногородних поставщиков, в том числе и столичных.

— Хорошую рекламу нашей продукции делают и выставки-дегустации, в которых не раз принимали участие Калуга, Обнинск, Малоярославец, Козельск, Юхнов и другие. Расширенные выставки-ярмарки были организованы в Бабынинском и Медынском районах.

Покупателями и членами комиссии оценивалась также работа магазинов розничной торговли, два рынка в Балабанове и Калуге и две ярмарки, организованные администрациями Калуги, Обнинска и облпотребсоюзом. Но это не только праздник вкусной дегустации — всякий раз одновременно проводятся и заседания рабочих групп, межведомственного координационного совета при правительстве области по защите прав потребителей, работа «круглых столов» с одновременным посещением предприятий перерабатывающей промышленности и сферы потребительского рынка. Большую помощь оказывают нам и активисты общественной организации «Молодая Гвардия», проводящие анкетирование граждан. Людям предлагается ответить на вопросы, почему они выбирают нашу продукцию и что конкретно их привлекает.

— Теперь самое время затронуть тему качества.

— Да, выводы контрольной комиссии у нас постоянно перед глазами. Часто ли вы в этом объемном списке несоответствующих товаров видели калужские продукты? Их практически нет — в большинстве своем они соответствуют нормам. Но вот Московский и Тульский регионы нас частенько подводят, и очень болезненно воспринимают информацию по результатам проведенных анализов. К примеру, наличие в молочной продукции кишечной палочки считают пустяком. Им бы отбросить амбиции и лучше разобраться в причинах антисанитарии на производствах, которая делает продукт вместилищем микробов.

— А когда продукт попал в «черный список», что дальше?

— Дальше мы непременно ставим об этом в известность Роспотребнадзор, торговую точку, где был замечен некачественный продукт, и, конечно, администрацию района-производителя. Важно определить, на каком звене цепочки произошло товарное несоответствие.

— А теперь о хорошем. Как награждаете участников конкурса?

— Итоги будут подведены в ноябре. Награды различные: это и дипломы губернатора области, и призы, и благодарственные письма министерства. Но, конечно, лучшая награда — это признание населения. Нужно быть большим патриотом своей земли, чтобы среди многообразия товаров на прилавке особо отличать свое, калужское!