«Классный» класс

В областной картинной галерее «Образ» мастер-класс Нины и Владислава Собинковых отметил своё тринадцатилетие. В педагогике есть только один секрет успеха — личность учителя. Супруги восприняли мастерство как эстафету от Г. Шаха, А. Чесноковой, А. Древина — учеников Репина, Маковского, Фалька.

В областной картинной галерее «Образ» мастер-класс Нины и Владислава Собинковых отметил своё тринадцатилетие. В педагогике есть только один секрет успеха — личность учителя. Супруги восприняли мастерство как эстафету от Г. Шаха, А. Чесноковой, А. Древина — учеников Репина, Маковского, Фалька.

С младшими студийцами, в возрасте от пяти до четырнадцати лет, занимается Нина Антоновна. Самобытный художник, она работала, в частности, в раритетном ныне русле промышленной графики, создав эскизы этикеток спичечных коробков для балабановской фабрики. Серии «Сергей Есенин», «Русские сказки» и ещё 2000 работ — мечта коллекционеров. В Боровском художественном музее сейчас проходит выставка этих крохотных примет времени — спичечных коробков 60-70-х годов прошлого века.

Так же кропотливо художница стремится научить работать и студийцев. Они представили акварели на тему «400-летие дома Романовых». Конечно, для детей царь — слово из сказки, и между Дадоном и Павлом I нет особой разницы. Тем любопытнее их взгляд в колодец прошлого.

Лиза Потапова с высоты своих восьми лет изобразила приём польского посольства Михаилом Фёдоровичем. Кокетливую наездницу «Елизавету Петровну» нарисовала девятилетняя Аня Фандеева. Маша Матурина внимательно рассмотрела фотографии Грановитой палаты, прежде чем вписать в неё первого царя династии. Пышно одет владыка, сияют его бармы и шапка, но лицо невесело. Не зря, как и положено, трижды он отклонял должность. Понимал, что выражение «кормило власти» не от слова «корм», оно означает тяжелое весло — руль, которым поворачивают лодку в бурном море.

Маленьким студийцам вручили дипломы за трудолюбие. Подросшие калужане переходят изучать художественную культуру под руководством Владислава Михайловича Собинкова, заслуженного художника России. Мы много раз имели счастливую возможность писать о мифологических картинах-притчах этого автора. Рассматривать и расшифровывать их — что читать «Золотую ветвь» Фрезера или сказки Афанасьева.

Заслуженный деятель искусств России учит своих студийцев, но не «гнёт» под себя, и у каждого из них звучит своя нотка. Деликатные, полупрозрачные работы Татьяны Полубинской — весь мир женщины: шифон, бабочки, цветы, тонкое стекло.

Вот Ирина Нехорошкова тоскует об «Осиротевшем доме», а в его проржавевшую крышу ломится цветущая слива. Людмила Гущина изобразила внука с его «маленьким другом» — компьютером. По словам знающих людей, мастер «даёт мягкие указания твёрдыми словами».

— Искусство — это, прежде всего, мышление, оно связано с философией, музыкой, историей. Оно нужно для развития духа, гармонизации душевного состояния, — сказал на открытии экспозиции Владислав Михайлович. Его муза, помощница, супруга Нина Антоновна добавила: «Искусство даёт возможность выстоять в самых жестоких жизненных ситуациях, которые не редкость в современном мире».

Сейчас масштабная выставка работ мастера проходит в Тульском художественном музее. Художник, как Антей, берёт силу у земли. От снега до снега живёт он в деревне Сивково. Пейзаж там чисто русский, не изуродованный так называемыми «коттеджами». Его даже облюбовала съёмочная группа фильма, имеющего рабочее название «Любовь не картошка». Снимает его автор первого советского сериала «Тени исчезают в полдень» режиссер Виктор Усков.

Кинематографистов привлёк не только экстерьер села, но и интерьер — многие сцены сняты в доме Собинковых. Вячеслав Михайлович рассказал нам, что купил его в шестидесятых годах. Позже сам «прирубил» две комнаты — недаром дед графика и живописца был плотником!

По проекту художника сложили камин с лежанкой. Диковинные изразцы, украсившие его, — подбор из калужского промысла 19-го века и специально созданные по эскизам мастера. Камин получился громадный — там запекали поросёнка, но невесомый от кружева узоров.

Для фильма заслуженный художник России выполнил портрет актрисы Валентины Теличкиной.

Уже три года в Сивкове мастер проводит пленэры. Любовь к настоящему, не пластмассовому, учитель привил и студийцам. Таковы «Натюрморт с изразцом» Л. Зененко, «Пасмурный Павловск» А. Семёновой — Ионас, прогретый любовью ушедшего детства, «Старый двор» И. Нехорошковой.

Воспоминания о путешествиях «Прага. Замок. Глубока над Влтавой» Юлии Васько получились гораздо более волнующими под кистью, чем под цифровым глазом фотокамеры. Как научиться этому?

— Каждый ли может научиться рисовать?

— Мой учитель так говорил: «Я могу научить рисовать любого: повара, солдата, кухарку. Но совсем другое — сделать из человека художника, научить видеть красоту». Нужно учить видеть простые предметы, их форму, пространство, в котором они существуют. Настоящее искусство должно давать художественное наслаждение, критерии красоты. Тогда оно нужно, оно создаёт, воспитывает. Важно то, какую жизнь художник прожил около холста, путь.

— Можно я спрошу вас как в стихах Маяковского: «что такое хорошо и что такое плохо» в женской моде?

— Вкус или есть, или его нет. Но с годами занятий можно его развивать. Одежда должна подчеркивать лучшее, женственность. На кривые ноги не стоит надевать узкие брюки.

…Прислушаемся к советам мастера «ню» — искушённого ценителя красоты, строителя, учителя.