Лгать и жульничать стыдно

Министр образования и науки региона Александр Аникеев дал пресс-конференцию по предварительным итогам единого государственного экзамена. Министр образования и науки региона Александр Аникеев дал пресс-конференцию по предварительным итогам единого государственного экзамена.

На тот момент, когда проходила пресс-конференция, окончательных результатов еще не было, они будут позже, после обработки итогов резервников. Всего ЕГЭ в этом году сдавали 5174 выпускника. 11 не получат аттестаты, поскольку не набрали минимального количества баллов по двум обязательным предметам — русскому языку и математике.

— Несмотря на то что в нашей области ЕГЭ проходит уже более десяти лет, я не помню, чтобы была такая сложная экзаменационная кампания, — заявил Александр Сергеевич. — Имели место довольно существенные нарушения вследствие того, что контрольно-измерительные материалы были размещены в системе Интернет. Некоторые участники испытаний пытались либо воспользоваться, либо пронести на экзамен мобильный телефон. Двенадцать человек по этой причине были удалены с экзамена. Трое порывались использовать шпаргалки, за что результаты экзаменов были аннулированы без права пересдачи.

В целом процедура сдачи ЕГЭ не претерпела каких-либо серьезных изменений. Минимальное количество баллов, которые должны были набрать выпускники, в общем-то было ожидаемо. В целом результаты по региону достаточно стабильные.

Для проведения экзамена было создано 55 пунктов, кроме того, пункт для досрочников. Как и раньше, были привлечены наблюдатели, депутаты, члены общественной палаты и общественных организаций, всего более 2000 человек по области.

Выбор предпочтения предметов выпускниками не был неожиданным. Более 1000 участников ЕГЭ выбрали физику. Лидером был экзамен по обществознанию. Сдавали также химию, иностранные языки, один выпускник — испанский.

В целом нынешний средний тестовый балл по региону выше прошлогоднего. Наименьшие показатели по математике — 50,8 балла, немецкому языку — 50,4. Наивысший показатель — химия — 74,8 балла, английский язык — 70,4 балла.

Говоря об особенностях ЕГЭ-2013, министр отметил рост стобалльных работ, их зафиксировано более сотни. Это что, массовое списывание или выдающаяся подготовка по предмету? Ответом на этот вопрос стала перепроверка результатов. К счастью, все выпускники, чьи работы перепроверены (это русский и биология), подтвердили свои сто баллов. Ожидаются результаты перепроверки по химии. Она проходит как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Несогласные с результатами экзаменов школьники отстаивали свои права с помощью апелляции. По русскому языку, а практика показывает, что по этому предмету в регионе всегда хорошие показатели, пятнадцать апелляций были удовлетворены с повышением на 1 балл.

Среди проблем и ошибок, которые надо исправлять, руководитель минобра обратил внимание на человеческий фактор при проведении ЕГЭ. Школьники, родители, педагоги вовлечены в невообразимую шумиху вокруг экзаменов. Ради высокого результата иные способны на обман. И когда не только выпускников удаляют с экзамена за различные прегрешения, но и учителя (к сожалению, у нас зафиксирован такой факт) -это свидетельствует об уровне доверия и к образованию, и к обществу в целом.

— Мы обязаны формировать такую обстановку, — сказал Александр Аникеев, — когда лгать и жульничать должно быть стыдно. ЕГЭ надо сделать честным, прозрачным. Активно обсуждалась проблема установки системы видеонаблюдения на экзаменах. Мы пока от нее отказались. Будем изучать.

— Что может повлиять на совершенствование проведения ЕГЭ? — прозвучал вопрос.

— Здесь много факторов. Например, увеличение количества вариантов контрольно-измерительных материалов. Чем их больше, тем будет сложнее тому, кто хочет списать, сжульничать. На мой взгляд, необходимо вносить изменения в порядок проведения ЕГЭ, упрощать процедуру установления нарушений. Можно упрощать ряд заданий по ЕГЭ.

Многое зависит от педагогов. Нам необходимо менять подготовку к ЕГЭ. Эта работа не может быть натаскиванием, школа должна воспитывать мыслящего человека, думающего, давать ему качественные знания, а не толкать к репетитору. У нас немало школ в Калуге, в Обнинске, которые показывают стабильную академическую успешность. Есть и педагоги, чей опыт и знания должны стать достоянием всех. Кстати, из наших выпускников-стобалльников большинство — победители или призеры различных конкурсов, олимпиад.

— Александр Сергеевич, а что будет с теми одиннадцатью учениками, которые не преодолели минимального баллового порога по русскому языку и математике?

— Они будут пересдавать на следующий год. Кто не прошел только по одному предмету, уже пересдал.