Мой Дагестан

Дом Шамиля, филиал Калужского краеведческого музея, приглашает на выставку «Ремесла Дагестана». Зачем? Затем, чтобы мы вспомнили, что Россия — не только березки, но и Кавказские горы, и волны Каспия. Для того чтобы наша Родина не сжалась в очередной раз, как шагреневая кожа, ее дети должны знать друг друга.

Дом Шамиля, филиал Калужского краеведческого музея, приглашает на выставку «Ремесла Дагестана». Зачем? Затем, чтобы мы вспомнили, что Россия — не только березки, но и Кавказские горы, и волны Каспия. Для того чтобы наша Родина не сжалась в очередной раз, как шагреневая кожа, ее дети должны знать друг друга.

Помним ли мы, что песню «Журавли» написал аварский (дагестанский) поэт Расул Гамзатов? Чтобы получить от маленькой экспозиции максимальное удовольствие, лучше взять в экскурсоводы этого писателя и лирико-философскую книгу «Мой Дагестан».

Конечно, на выставке в доме Шамиля не обошлось без портретов имама. Вот он на ахалтекинском скакуне, в черкеске с газырями, с саблей в руках соткан из овечьей шерсти ковров. Они подарены городу Калуге делегацией Республики Дагестан в 1997 году в честь двухсотлетия со дня рождения своего лидера.

Земля Дагестана описана Лермонтовым («В полдневный зной в долине Дагестана…»), Л. Толстым («Хаджи — Мурат»), А. Полежаевым (поэмы «Эрпели», «Чир — Юрт»).

Маленький край так разрезан горами, ущельями, бурными реками, что племена, его населявшие, мало общались и сложились в самобытные народы с собственными обычаями. Это хорошо видно в образцах женской одежды: аварской, даргинской, кумыкской. Они очень различаются по крою и орнаменту, но одинаково функциональны. Так пели в колыбельных песнях горянки дочерям:

Кто поленом барса убьет,

Отдам ее,

Кто кулаком скалу разобьет,

Кто разрежет, как сыр, луну,

Отдам ее.

Звонкие серебряные украшения отгоняли от их хозяек злых духов. И у вас, читательницы, может быть, есть в шкатулке легкие браслеты и кольца с насечками. Они сделаны в селе Кубачи по технологии, которой уже без малого тысяча лет. Надевали серебро на тонкие руки, это видно по кувшинам, в которых горянки носили воду.

Эти изящные сосуды не похожи на русские ведра с коромыслом, видно, что угнетенная женщина Востока больше пяти литров на спине не несла. «Звонкие кувшины» в зависимости от формы имеют разные имена: мурчал, урша, эрет… Медный сплав, чеканка, серебрение, гравировка — и вот сосуд становится роскошным аксессуаром!

Когда утром и вечером с кувшинами на плечах девушки идут к родникам, юноши тоже приходят сюда, чтобы выглядеть и выбрать себе невесту.

Ты не знаешь, о ком песня

моя сложена?

Подойди к роднику, сам

увидишь, о ком она.

Судя по народным песням, горянки были разборчивы:

Что — то есть в тебе

от лошади,

Что — то есть и от овцы.

Что — то есть в тебе

от коршуна,

Что — то есть и от лисы.

Но где же мужество?

Где честь?

Подобно семьям мудрых животных: доминантные особи мужского пола имеют до четырех жен, а аутсайдеры — по одной.

«На драгоценный камень смотрят в оправе, на человека — в доме» — гласит аварская поговорка. Пестрые шерстяные ковры без ворса, накидки на стулья со сложным геометрическим узором — дань запрету на изображение живых существ.

Черкеска из бархата, расшитая золотом, которую Михаил Лермонтов считал самой красивой мужской одеждой, действительно красиво подчеркивает достоинства фигуры, если они есть. Когда горянки чинили одежду мужа, они держали в зубах соломинку — иначе одеяние могло обернуться саваном. Не диво, если у каждого за поясом кинжал, а то и сабля. Их образцы из села Годатль, украшенные насечкой и камнями, блестят, как в стихах «о наследии бранного Востока».

Рядом — Коран в ларце, подаренный музею Университетом народов Кавказа им. имама Шамиля в г. Хасавьюрте. Напомним, что Иса (Иисус) назван там одним из пророков Бога. Шариат запрещает вино, но его делали и употребляли в Дагестане, когда знания пророка даже в проекте не было. Кто пробовал дербентские напитки, знает, что их делали люди чести. Поэтому важный бокал из рога тура кану из культуры не исчез. Словно пояс на женщине — чеканное серебро на роге. Однако в предостережение на этих сосудах делами надписи:

Пройти от обезьяны

Был человеку путь не мал.

В обратный путь пустился пьяный,

За час опять животным стал.

Символ джигита, конечно же, бурка, одежда романтичная, как плащ Ланселота. Оказывается, она не шуба из бараньей шкуры, а тонко выделанная валяная на хлопковой основе одежда, легкая и непромокаемая. В черной бурке пасут овец, в белой — веселятся на празднике. Расул Гамзатов подарил легенде кубинской революции Фиделю Кастро бурку.

— Почему нет пуговиц?

— Чтобы в случае нужды быстрее сбросить с плеч и схватиться за саблю.

— Настоящая партизанская одежда, — согласился Фидель.

Небольшая экспозиция дает представление о быте, заповедях, эстетике и этике народов Дагестана. Она — напоминание о том, что окраины не были для Российской метрополии «дойной коровой», как Индия для Англии. Золото шло не с гор в Петербург, а обратно — для защиты границ, создания инфраструктуры. Иначе мы сегодня не были бы вместе.