Струны «Лира»

Режиссер Александр Баранников, а вместе с ним и Калужская облдрама «выжали» самую тяжелую штангу в истории жанра: 12 апреля прошла премьера «Короля Лира». Зачем так напрягаться, идти против желания публики, которая хочет развлечений?

Режиссер Александр Баранников, а вместе с ним и Калужская облдрама «выжали» самую тяжелую штангу в истории жанра: 12 апреля прошла премьера «Короля Лира». Зачем так напрягаться, идти против желания публики, которая хочет развлечений?  

Представьте себе, что мы родились и выросли у подножия пирамид. С детства слышим об их величии, но очень заняты, и нам недосуг ни сходить внутрь, ни хотя бы поднять голову и посмотреть на их вершины. Они рядом, мы еще успеем, а может, и не нужны нам они, ведь за их понимание зарплату не прибавят.

Не ходите на этот спектакль, если убеждены, что «умрешь, и вырастет лопух на могиле». Но если вы человек, то есть верите, что «нет, весь я не умру», Шекспир станет вашей опорой. Он — та вышка, поднявшись на которую, можно обозреть свою жизнь. И увидеть, что ходим мы в основном на голове.

Почему театр — не театр, если на его афише нет Шекспира и Чехова — будь то  в Лондоне, в Калуге, в Буэнос-Айресе? Театр анатомирует чувства, это часто больно, но позволяет вовремя обнаружить душевную хворь.  По Шекспиру можно мерить жизнь отдельного человека, а можно отмечать стадии развития цивилизации.

Этот гений создал «Короля Лира» в сорок один год, когда достаточно узнал людей, их глупость и подлость, избавился от иллюзий. Причем автором двигали не личные обиды — он был весьма успешен, а несоответствие человека его истинному предназначению. В трагедиях торжествует зло. Мы спросили главного художника облдрамы Максима Железнякова, в чем здесь «позитив». И он ответил: «В том, что люди умирают и достигают своей истинной цели — сливаются с Богом».

То есть острая социальная критика Шута, главное морализаторство Лира, конечно, бесплодны. Трагедия происходит в девятом веке до нашей эры, но такие «ницшеанды», как Эдмунд, кишат сегодня подобно тараканам. Само обилие трупов в трагедиях Шекспира ясно говорит: люди, если вы будете жрать друг друга, то вымрете, причем все — и «волки», и «овцы». Ничего себе — тема для бенефиса!

Усилия на грани выносимых, проделанные Калужской облдрамой, необходимы для выживания страны. Постановщик трагедии Александр Баранников поведал долгую историю создания спектакля.  «Я этой пьесой болею еще со студенческих лет, это — как любовь к человеку. У многих специалистов она ассоциируется с Книгой Иова, другими представлениями Ветхого Завета.  Я перелопатил громадную литературу, посвященную пьесе и Шекспиру .

Я хотел поставить спектакль к своему юбилею и к юбилею Михаила Алексеевича Пахоменко. Работа была начата больше двух лет назад. Но с самого начала репетиции этой мистической пьесы прерывали препятствия. Сначала я полгода был на «больничном». Но работа продолжилась,  потому что если в театре есть Лир — надо ставить эту пьесу. Михаил Пахоменко — великий артист, таких в России мало, не зря он — лауреат премии «Золотая маска», имеет звание народного.

Пьеса «не читки требует с актера, а полной гибели всерьез». Глостером изначально должен был быть заслуженный артист России Сергей Петрович Корнюшин, но на гастролях в Орле он сломал ногу. Затем роль перешла к Анатолию Вячеславовичу Никоненко. Он репетировал, несмотря на тяжелую болезнь, операции. Роль требует подвижности, и он становился, например, на колени со слезами на глазах от боли. Артист умер 5 апреля. За две недели до премьеры мне самому пришлось взяться за роль Глостера, чтобы спектакль увидел свет.

Если бы не поддержка директора, Александра Анатольевича Кривовичева, не было бы спектакля, не было бы самого нашего театра в том виде, какой есть сейчас. Он помог преодолеть все трудности, благодаря его вере и воле вышел «Король Лир».

— Почему Шута в вашей постановке играет актриса?

— Это традиция, начатая еще Джорджем Стреллером, у него одна актриса играла Корделию и Шута. В пьесе много «двойников», переодеваний, когда изгнанный Кент становился Каем, Эдгар надевает маску юродивого. Мы продолжили этот ряд.

— Хореографический пролог — это любовный треугольник Лира и дочерей, Эдгара и двух его герцогинь?

— Да, Артур Микоян показал действие, восходящее к Ветхому Завету. Это история инцеста. Лота и двух его дочерей, Содома и Гоморры, других сюжетов. Артур танцует кошмары, которые преследуют Аира. Ведь короля разъярил ответ Корделии: «Папа, я тебя люблю, как долг велит, но мужа буду любить иначе…».

В конце жизни путем страданий Лир освобождается от этого кошмара, от агрессивности, от властолюбия. Так из Ветхого Завета вырастает Новый Завет. Поэтому такая разница в возрасте актрис, играющих Регану, Гонерилью и Корделию. Они принадлежат разным мирам — отжившему языческому и юному христианскому.

Мудрость Шекспира зритель усваивает, глядя на взрывной вальс буквально летающего над сценой Михаила Пахоменко в феерических костюмах питерской художницы Татьяны Королевой.

Музыка к спектаклю точно ложится на действие, она «не застит» текст, что является большой удачей брянского композитора Виктора Норейко. Не зря режиссер создал с ним уже десять спектаклей.

Весь актерский ансамбль — Александр Глухов (Король Французский), Игорь Постнов (Корнуэл), Валерий Смородин (Альбан), Леонид Клёц (Кент), Александр Баранников (Эдгар), Игорь Корнилов (Эдмонд), заслуженные артистки России Любовь Кремнева и Надежда Ефременко (Гонерилья и Регана), Мария Артемьева (Корделия-Шут) — несет свою миссию с ответственностью и трепетом, но не задавлен ее тяжестью.

Много претендентов историки предлагали на трон величайшего гения, пророка и начальника человечества.

Разгадать его загадку — значит понять цель собственной жизни через громовые слова и шепот артистов. Для этого стоит посреди города храм театра.