Скульптор времени

Говорят, любая работа художника — автопортрет. Наверное, в этом разгадка красоты всех творений Валентина Белова.

Говорят, любая работа художника — автопортрет. Наверное, в этом разгадка красоты всех творений Валентина Белова.

На открытии персональной выставки в областной картинной галерее «Образ» восьмидесятипятилетний художник представил свои творения из бронзы и гипса, красок и холста, плоти и крови — художественные произведения и потомков. «Покорного судьба ведет, непокорного — тащит» — биографию Валентина Михайловича описывает эта мудрость.

Валентин Белов родился 9 апреля 1928 года в Нижнем Новгороде. Среднеспециальное образование получил в Ивановском художественном училище. В 1955 году окончил скульптурный факультет Государственного художественного института Эстонской СССР в городе Тарту.

С 1952 года Валентин Михайлович представлял свои труды на всесоюзных и республиканских выставках, они снискали одобрение мэтров, 1956 году их автор стал членом Союза художников СССР. В 1972 году скульптору вручили областную премию тобольского комсомола, через шесть лет он был удостоен звания заслуженного художника России.

С 1979 года Валентин Михайлович живет в Калуге, он украсил и её, и регион значимыми произведениями: памятниками маршалу Г.К. Жукову, солдату Георгию Жукову, генералу Барабанщикову, калужанам-интернационалистам, погибшим в Афганистане и Чечне, жертвам радиационных катастроф, узникам фашистских концлагерей. В 1999 году его труд был отмечен званием «Народный художник России».

Валентин Михайлович внесен в энциклопедию «Лучшие люди России». Если его монументальная скульптура — доминанта городов, то станковая — украшения музеев Москвы, Калуги, Тобольска, Ярославля, Таллина, Тюмени, Салехарда, Ялуторовска…

За шесть десятилетий художник стал участником более чем ста выставок по всей стране. Гости юбилейной выставки смогли оценить более ста графических и пятидесяти скульптурных произведений, и все они были искренне реалистичны.

Союз художников в лице своего секретаря, заслуженного художника России Александра Шубина прикрепил к лацкану Валентина Михайловича еще одну награду — золотую медаль Союза художников России.

Затем патриарх держал ответное слово, предъявив городу и миру своих потомков, трое из которых — сын Дмитрий, дочери Елена и Вера — тоже стали членами Союза художников! Они украшают город, развивают его культуру, воспитывая, в свою очередь, новые поколения художников.

Завершая экскурс в свою богатую биографию, мастер пообещал, что через год представит зрителям новую скульптуру — портрет своей третьей правнучки!

Ворох пышных цветов, подаренных юбиляру, не сумел затмить яркие краски его живописных и графических работ. Звуки органа и голос ангела, подаренные присутствовавшим Викторией Тантлевской и Еленой Шумаевой, сливались с ясным небом на листах и холстах Валентина Белова. Скромность природы России, пышность субтропических пейзажей одинаково достоверны под рукой мастера. Книги Валентина Михайловича для детей сначала были адресованы собственным чадам, сегодня они изданы с рисунками автора для всех.

На выставке есть летопись семьи: «Портрет матери», «Димка-«одуванчик», «Портрет дочери Лены» Валентина Белова, «Лето на исходе. Портрет отца» Веры Беловой. Поразительным вышло сравнение автопортретов на березовом капе 1964 года, офорта 1974 года и их автора сегодня. Черты лица приобрели классическую правильность и вместе с тем мягкость. Вот как полезно работать каждый день, особенно над собой!

Еще одно поучительное наблюдение — глубинное сходство матери художника, Прасковьи Ивановны, и его супруги Ольги Васильевны — то же гармоничное сочетание мягкости и твердости, жизнерадостности и вдумчивости. Родословное древо династии, восходящее к некоему Шумиле Белову, 1823 года рождения, интриговало гостей выставки, так скрупулезно выполнил его заслуженный художник России Александр Шубин.

Эта выставка показывает смену ликов эпох. Посмотреть на мраморный портрет «Строительница (подсобница)» 1964 года — просто королева одной шестой части суши! Новые времена — новые герои: культурные портреты поэта Станислава Куняева (2011), славянофила И.В. Киреевского(2004), архиепископа Людиновского Георгия (2012).

Валентин Михайлович всегда смотрит в лицо настоящему, ловит его черты и мгновения, документируя в камне, бронзе, гипсе, дереве. Он — верный сын изменчивого времени.