Дом, звенящий песнями

Когда ваша покорная слуга еще не умела не только писать, но и читать, она совершила путешествие в сказку. Конечно, в детстве все странствия — волшебные, но это было особенное.

Когда ваша покорная слуга еще не умела не только писать, но и читать, она совершила путешествие в сказку. Конечно, в детстве все странствия — волшебные, но это было особенное.

Ранним утром от ажурного белого речного вокзала на калужской пристани отчалил быстроходный катер на подводных крыльях. В салоне ехали не только любители чудес, но и вполне конкретные крестьяне с молодыми поросятами в мешках, гусятами в коробах. Билет стоил копейки, и население с комфортом путешествовало по голубой дороге Оки.

Прибыли на место, сошли по зыбким сходням на влажный песок залитого солнцем пляжа. И вступили на лестницу из дикого камня, укрытую тенью исполинских елей. Подъем вывел на сияющую поляну с клумбами и бабочками, посреди которой высился настоящий замок. Это и было Поленово.

Василий Дмитриевич Поленов, живописец, член Товарищества передвижных художественных  выставок, гений русского пейзажа, обжил усадьбу Борок и превратил ее то ли в кусочек Швейцарии, то ли в иллюстрации Васнецова — Билибина к сказкам Афанасьева.

Дом, построенный художником по древним канонам из бревен, сушившихся десятки лет, простеленных войлоком, уютен, как пуховые варежки. Того ощущения покоя, которое он дарит, можно было достигнуть только вложением огромной энергии любви. В 1931 году усадьба Борок была переименована в Поленово, а в 1939 году передана родственниками художника в дар государству. Эта святыня русской культуры жива, цветет новыми идеями, звенит песнями.

Главный режиссер Калужской дра-мы, заслуженный деятель ис-кусств России Александр Плетнев рассказал нам о своем «романе» с этим местом.

— Есть на русской земле совершенно уникальные места, вне зависимости от того, какой губернии они были в разное время приписаны. Попадая туда, испытываешь влияние особой среды. Например, входя на территорию Тихоновой Пустыни, начинаешь ощущать это даже на физиологическом уровне — успокоение, нисхождение благодати. К таким местам относится музей-усадьба Поленово. Само по себе это происходить не может — жизнь, ценности усадьбы определяет директор музея Наталья Грамолина, родственница художника. Она уже не одно десятилетие «ведет» эту  землю, сотрудников, гостей. Дело очень хорошо поставлено.

Там привечаются художники, существует целый «город мастеров». Много сезонов в Поленове работает соавтор нашего спектакля «Лодка», художник Эля Невинная. Она и предложила так называемый летний «греческий» театр Поленова для представления этой непростой драмы. Так мы подружились с Натальей Николаевной, попали под обаяние ее личности. И встречались уже по другим поводам, не раз камерно исполняли фрагменты спектаклей. Она приятельствует с директором Тульского драмтеатра Сергеем Борисовым, поэтому всегда была нашим верным зрителем на гастролях калужского театра в Туле.

Когда я в августе прошлого года ставил в Тульской драме «Блоху», то жил в Поленове, каждый день ездил на репетиции — не жизнь, а сказка! Тогда-то мы сговорились о постановке в народном театре, основанном в поместье самим Василием Дмитриевичем. Он создал там цельную и гармоничную культурную среду — церкви, школа ремесел для крестьянских детей и театр.

Принцип народного театра в том, что играют люди, не имеющие профессиональной подготовки. Все сотрудники музея горячо желали принять участие в постановке, а это — главное. Артисты-любители приезжали из Спас-Загорья, даже мой бывший ученик, ныне — врач-фармацевт Андрей Базаров прибыл из Подмосковья, чтобы сыграть светлейшего князя Потемкина в нашей постановке «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Огромное желание что-то делать и тратиться — самое главное, когда люди сами себя мотивируют. Актер должен работать азартно, увлеченно, тогда получится яркий результат. Вакулу играл настоящий конюх, заправляющий большим конным хозяйством при усадьбе. Чуба играл заместитель директора Родион Кирчев, он же существенно помогал по постановочной части, с декорациями, материалами, оборудованием.

Только что, на Крещение, был открыт построенный по проекту одного из потомков Василия Поленова Дом художника. Это прекрасное деревянное строение прямо на территории усадьбы, и в его большом зале мы показали премьеру «Ночи под Рождество».

Эля Невинная сумела обжить этот двухъярусный зал, создать гармоничную аналогию нашей орловской постановки «Диканьки» в театре «Открытое пространство». Там были и избы села, и интерьеры изб, и Зимний дворец. Сами работники музея помогали Эле выпиливать декорации — настоящий театр! А наш художник по свету Игорь Юдин осветил их. Фольклорно-этнографический ансамбль «Калузи» под руководством Марины Каргаполовой насытил действие музыкой — и колядки пели, и «Боже царя храни» на балалайке исполнили, и марш Гвардейского полка…

Черта играл сам заведующий новым залом Андрей Семенихин, Дьяка — Евгений Русский, Голову — Сергей Петрушин, Оксану — Катя Бортякова. Дружественный музею Тульский академический театр разрешил воспользоваться своим костюмным цехом. Эля Невинная с мерками «артистов» подбирала костюмы для персонажей, их не шили специально — это тоже один из принципов народного театра.