Когда мы их догоним?

Калужская область уже не один год тесно сотрудничает с немецким бизнесом, в основе которого — автомобилестроение. Мы учимся у Германии. И вот теперь саксонские ученые-экономисты выступили с предложением помочь поднять потенциал ряда калужских старых заводов. Калужская область уже не один год тесно сотрудничает с немецким бизнесом, в основе которого — автомобилестроение. Мы учимся у Германии. И вот теперь саксонские ученые-экономисты выступили с предложением помочь поднять потенциал ряда калужских старых заводов.

Этому был посвящен технологический форум «Реинжиниринг как метод реструктуризации предприятий».

Открывая встречу, министр эко-номического развития Влади-мир Попов отметил, что содружество двух государств перешагнуло за пределы автомобильного кластера. Теперь на Калужской земле реализуются совместные программы в сфере образования, фармацевтики.

Наша область полноправно стала одним из весомых автосборочных регионов, в доле российского производства у нас выпускается более десяти процентов легковых автомобилей и около трех процентов — грузовых. В минувшем году на рынок было поставлено 180 тысяч легковых автомобилей и пять тысяч грузовых. Расширяется ассортимент автокомпонентов. В области производятся кузова, автокресла, выхлопные системы, топливные баки. Совсем недавно завод «Континентал» выпустил первые шины, а в перспективе — строительство завода автомобильных двигателей.

Помимо успешно развивающегося автомобильного кластера на территории области набирает обороты фармацевтический и транспортно-логистический кластеры. Расширяется территория технопарков. Новая особая экономическая зона строится в Людиновском районе. Кадровую проблему призван решить созданный и уже на полную мощь работающий учебный центр.

На форуме промышленность области была представлена достаточно подробно. Отмечено, что удельный вес машиностроения составляет более 68 процентов. Естественно, были названы предприятия, чьи инвестиции в региональную казну наиболее значительны. Это, прежде всего, ООО «Фольксваген ГРУП РУС», ООО «ПСМА РУС», ЗАО «Вольво-Восток», а также предприятия, производящие автокомпоненты: ООО «Бентелер Аутомотив», филиал ООО «Лир», филиал ЗАО «Магна Технопласт» и другие.

Но ведь на территории области продолжают работать и наши чисто калужские предприятия. Каково им конкурировать с иностранными гигантами, где и оборудование, и технологии, и продукция, — всё высший международный класс?

Саксония протянула нам друже-ственную руку, предлагая вклю-чить их в общую цепочку производства. Это тем более актуально, если учесть, что на ряде наших заводов всерьез и достаточно успешно уже проводится модернизация. Тому пример — ОАО «Элмат», КЗТА, ОАО «Калужский двигатель», приборный, Людиновский агрегатный заводы и другие.

Однако приобрести дорогостоящее оборудование, продолжая выпускать старую, не больно востребованную заказчиками продукцию, — это путь тупиковый. Значит, нужно в корне поменять всю систему организации производства. Для этого предлагается освоить метод реинжиниринга.

Представитель WFS для саксонской экономики в России доктор Манфред Либль выступил с подробным докладом, где вполне доходчиво представил всю схему новой заводской перестройки.

Он начал с демонстрации фильма, показав кусочек Саксонии, что в самом центре Европы. 93 процента всей промышленности там занимает автопром. Кстати, в этих краях с рабочим визитом побывали наши руководители Максим Акимов и Максим Шерейкин. Увидев немецкое производство, они, по словам Либля, «были ошарашены». Машиностроительный кластер там главный. 680 тысяч автомобилей в год — это, конечно, намного превосходит наши 180 тысяч. Более тысячи предприятий производят запчасти для «Порше», БМВ, «Фольксвагена». Производство тесно связано с исследовательской работой. Научные институты работают на автопром, даря производствам свежие идеи и технологии. «Нас вам не догнать», — похвастался немец. Но потом добавил: «В этом мы вам поможем».

Что предлагает нам в рамках ре-инжиниринга Саксония? Прежде всего, нужно поставить цель — вернуть на предприятие рабочие руки, которые переманили высокоэффективные иностранные фирмы. Для этого должен быть разработан грамотный план. Одним из первых пунктов должна стоять модернизация производства. Второе — сделать продукцию конкурентоспособной. Третье — войти в цепочку поставщиков крупных иностранных предприятий и т.д.

Немецкие специалисты уверены: калужские предприятия в состоянии эту программу осилить.

Очень многое в привычной заводской схеме придется в корне изменить (сломать): бизнес-планы переписать заново, существующую систему процессов реорганизовать, изделия усовершенствовать, требования к продукции в разы ужесточить. В итоге — снижение затрат и получение прибыли. Главное — определить цель и выразить всё в цифрах. Наши финансисты это делать умеют.

Но нужен грамотный новатор-организатор. Еще раз доктор Либль подчеркивает: лучше, чтобы это был человек со стороны, со свежим взглядом на производство. Далее нужно обозначить источники финансирования и, конечно, сроки проводимого реинжиниринга. В итоге реорганизации проекта планируются ввод в эксплуатацию оборудования и обучение сотрудников.

Сложно? Но только тогда мы сможем догнать Саксонию. Или обогнать?