«Своя» монетка

Как часто родители сетуют на то, что подросшее чадо пренебрежительно относится к деньгам, пуская их буквально на ветер: «Как ты будешь сам жить, когда мы деньги давать не будем?» Что им ответить? И как научить ребенка обращению с финансами? Как часто родители сетуют на то, что подросшее чадо пренебрежительно относится к деньгам, пуская их буквально на ветер: «Как ты будешь сам жить, когда мы деньги давать не будем?» Что им ответить? И как научить ребенка обращению с финансами?

Психологи советуют начинать финансовое воспитание малышей, когда они впервые обращают внимание на монетку или купюру. Надо объяснить, что это за бумажка и что на нее можно купить. Если малыш просит игрушку или конфету — надо пойти ему навстречу, но только не тогда, когда он выманивает их плачем или топаньем ногами.

Ребенок должен знать, что финансовые возможности родителей не безграничны. И ему стоит говорить: «Сейчас на это денег нет, купим, когда появятся». Когда ребенок первый раз вместо слова «хочу» произносит «купи», он готов воспринимать такие понятия, как «стоимость», «сдача». А развить и закрепить последние способна «игра в магазин», которую обычно любят все малыши.

Выдача карманных денег — это одно из действенных средств финансового воспитания ребенка. Свой «бюджет» учит самостоятельно распоряжаться деньгами и пониманию того, что, чтобы купить что-то стоящее, придется копить. Ребенок учится планировать свои расходы и становится более уверенным в себе: «Я сам могу решить, что мне купить — я почти взрослый».

Когда стоит дать ему «свои» деньги? Как только они появятся у его приятелей. Обычно это происходит в младших классах школы. Если в семье совсем плохо с наличностью, все же правильней будет выделять какую-то символическую сумму, чем не давать денег совсем, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным в компании сверстников.

Если деньги в семье есть, это не значит, что ребенку можно выдать гораздо больше, чем его подружкам и приятелям. Чтобы у него не было искушения блеснуть перед ними.

Можно давать деньги за помощь по дому или за хорошую успеваемость. Однако если у сына или дочери большая учебная нагрузка, о какой помощи по дому может идти речь?! Хотя бы о минимальной. В конце концов, учебу можно приравнять к работе.

Следует оговорить с ребенком, на что пойдут его карманные деньги. Он и родители будут знать, на какую сумму денег и на какие самостоятельные приобретения они пойдут, на какую отдачу с его стороны можно рассчитывать.  И еще: за то, что не очень чисто вымыл пол или посуду, лучше не наказывать материально! Дети в будущем усвоят «науку чистоты» и после чисто человеческой просьбы перемыть. А вот если ваше чадо потеряло учебник или за раз разбило новые кеды — стоит рассмотреть возможность «штрафа».