Когда бумажка губит дело

В пресс-центре «Комсомольской правды» на этот раз хозяевами были краеведы города во главе с министром культуры Александром Типаковым.

В пресс-центре «Комсомольской правды» на этот раз хозяевами были краеведы города во главе с министром культуры Александром Типаковым.

Начало разговору об исторических памятниках областного центра было положено раньше, и тема звучала угрожающе: «Калуга, которую мы теряем».

Сегодня Александр Иванович это опроверг, подробно остановившись на возрождении наиболее ценных зданий Калуги.

Две большие юбилейные даты, связанные с Натальей Гончаровой и войной 1812 года, позволили провести многоплановую работу. Усадьбу «Полотняный Завод» теперь не узнать. За короткий срок, всего в два месяца, была завершена реставрация, восстановлено цветовое решение здания. Оставались еще хозяйственные постройки, которые не больно красили общий вид. И тут был продемонстрирован пример частного партнерства, когда финансовые расходы взяли на себя бумажная фабрика (в перспективе  там предполагается открыть музей бумаги) и некий инвестор, оформивший собственность на другое строение. Никто не остался внакладе.

Война 1812 года к калужским краям имеет прямое отношение. На нашей земле проходили самые крупные сражения, по калужским же дорогам русские войска гнали захватчика. Прошли реконструкции военных эпизодов, но это все однодневно. А то, что восстановлено в связи с великой датой, — это вечно.

Так, на улице Суворова, в доме № 42, где с 1857 года жил декабрист Г.Батеньков, после реставрации открыт музей 1812 года, ставший к тому же филиалом краеведческого музея.

Это все работы, так сказать, «по случаю». Но обновленными в этом году  предстали: дом Шамиля (предполагается одну из комнат отдать под музей великого изгнанника), после многолетнего запустения руки дошли до бывшего Дома учителя — теперь это будет выставочный центр, восстановлен сквер  у Никитского храма, где как гимн супружеской верности установлен памятник Петру и Февронье, заканчиваются работы в доме Яновских (бывший загс) — это станет началом восстановления улицы Воскресенской.

Но не все выглядит в плане восстановления так радужно. Застопорились работы на доме Толмачевых. Этот объект — образец калужского деревянного ампира — стал притчей во языцех. Неожиданный пожар, и вот уже который год режут глаза черные руины, безобразя улицу Плеханова.

Нашелся инвестор — Игорь Горских. Начал наводить порядок на этой территории. Уже построен первый комплекс, выкуплен второй участок, где предполагается разместить фитнес-клуб. Следующим этапом  было восстановление сгоревшего памятника. И тут благие намерения столкнулись со сплошными бумажными «нельзя!» . Глава одной из компаний Горских — человек в деле исторических реанимаций новый. Начал с ликвидации свалки и расчистки сгоревшего остова. Обнаружил, что и фундамент, и стены целехоньки (умели предки строить!). Он резонно полагал, что без обследования уцелевшего глупо было бы тратить деньги на проект реставрации. Но в архитектурной вотчине иные правила. В результате работа остановлена.

На кого теперь надежда? Конечно, ас в этой области — директор ГАУК научно-производственного центра по сохранности и использованию культурного наследия Виталий Леонов. Но и он с грустью констатировал, что на эти объекты не идут инвесторы как раз из-за немыслимой стоимости проектных работ. И если даже такой фанат находится, то всего одна госпожа бумажка в силах поставить точку на замечательном начинании.

Леонову бросили вопрос: что же так неспешно продвигаются работы по реставрации Гостиного двора? Что эти руины портят центр города — это факт. Но факт и в том, что обойтись без большого объема археологических работ тоже нельзя. Специалисты должны все тщательно расчистить, чтобы понять дальнейшие действия строителей. Только в мае будущего года будет готов проект подземной парковки. Типаков подтверждает: объект этот архисложный. Но все делается для того, чтобы уложиться в намеченные сроки.

И все же вывод из разговора получается в светлых тонах. Даже при не больно щедром субсидировании культуры калужским древностям не дают бесследно пропасть. Напротив — год от года горожане встречают на улицах ранее незаметные и неизвестные красоты старины глубокой, без которой Калуга потеряла бы свою прелесть.