Мифы Владислава Собинкова

В Калуге минимум раз в десять дней на разных культурных площадках открывается новая экспозиция. Но две выставки, посвященные 75-летию заслуженного художника России Владислава Собинкова, не потерялись в этом потоке.

В Калуге минимум раз в десять дней на разных культурных площадках открывается новая экспозиция. Но две выставки, посвященные 75-летию заслуженного художника России Владислава Собинкова, не потерялись в этом потоке.

На открытии экспозиции в галерее «Образ» музыкальности палитры Владислава Михайловича вторили орган, фортепиано и сопрано. Виктория Тантлевская и солистка «Геликон-Оперы» Ирина Самойлова усладили слух многочисленной публики исполнением произведений И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Дж. Каччини, а также русских народных песен по специальной заявке юбиляра.

Региональный министр культуры Александр Типаков вручил виновнику торжества почетную грамоту за многолетний творческий труд и высокое мастерство. Секретарь Союза художников России Александр Шубин преподнес юбиляру золотую медаль. Эта награда недавно учреждена творческой организацией, и калужанин получил ее одним из первых.

Сам юбиляр признался, что уже в четвертом классе решил стать художником, а также и в любви к жизни, России и красивым женщинам. Выставка в «Образе» так и называется — «Признание в любви». Как получилось, что она посвящена не только 75-летию автора, но и 60-летию его творческой деятельности? Рисунок Владика в 1952 году был отмечен на VII Всесоюзной выставке детского творчества и опубликован в газете «Пионерская правда». За десятилетия он организовал более тридцати персональных выставок, участвовал в более чем ста шестидесяти экспозициях в России и за рубежом. В 1996 году мастер стал заслуженным художником России.

В 2000 году художник вместе с супругой открыл студию мастер-класса для занятий детей и взрослых. Но этот перечень жизненных вех не объясняет одновременное открытие двух масштабных экспозиций и многолюдие зрителей.

О чем оно, творчество Владислава Собинкова? Его профессия — почти вымершее искусство мифотворчества. Мифотворец не выделяет  себя из окружающей среды, его мышление эмоционально. Следствием стало метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание среды, одушевление элементов космоса.

Все работы (кроме портретов) — сложные многофигурные композиции, модели мира. Весь мир художника — моделирование первообразов, объяснение настоящего через вечное.

Вот «День Победы» — и Богоматерь, и взмывающие от пожарища вороны, и взлетевшие от счастья солдат и дождавшаяся его жена… А вокруг — толпы вдов, сирот, калек… И голуби над искореженной, но зазеленевшей березкой…

Еще интереснее вам будет начать знакомство с творчеством Владислава Собинкова с выставки в Союзе художников. Ее автор назвал «Мой костер, или Жизнь в искусстве». На ней можно увидеть «ростки», этюды, из которых уплотнились, выросли «деревья» больших полотен — варианты «Дня Победы», «Цветов калины», «Веток жасмина», «На весенней земле». «Весна на Руси» показывает и воскресение усопших, и ярмарочное диво — русалку на жерди, которую мужики показывают, как медведя, и ангелы в небеси… На обеих выставках — обилие женских портретов, особенно ню, и давних, и совсем свежих.

Масштабные ответы на вопросы прошлого, настоящего и будущего для мифотворца — закономерность.

Шеллинг считал, что миф, как двуликий Янус, видит одновременно две перспективы — в этом разгадка зоркости Владислава Собинкова.