Пророки и пороки

«Есть пороки в моем Отечестве, Но и пророки — есть!» В подтверждение этих строк Андрея Вознесенского вылилась беседа с главным режиссером Калужской облдрамы. Мы обсуждали с заслуженным деятелем искусств России его новую постановку на просторах нашей Родины — «Блоху» в Тульском областном драматическом театре.

«Есть пороки в моем Отечестве, Но и пророки — есть!» В подтверждение этих строк Андрея Вознесенского вылилась беседа с главным режиссером Калужской облдрамы. Мы обсуждали с заслуженным деятелем искусств России его новую постановку на просторах нашей Родины — «Блоху» в Тульском областном драматическом театре.

Вообще работа на различных площадках наряду с напряженной постановочной деятельностью в своем театре, воспитанием актерской смены — стиль работы Александра Плетнева. На снимке он держит в руках диплом международного фестиваля LUDI за воплощение «Похождений Шилова» в Орловском театре «Свободное пространство». За спиной мастера не только фотографии предков и напоминание о неумолимом времени — фамильные часы, а и главное творение и скрупулезная помощница — дочь Татьяна.

Яркие, почти лубочные образы «Сказа о тульском Косом Левше и стальной блохе» засели в голове каждого соотечественника с детских лет. В произведении Николай Семенович построил поистине романтический мир, где целая галерея сатирических типов, от царя Николая I до мелких лакеев, паразитирует, гнобит и губит гения. Только Левша думает о судьбе и славе России. Лесков писал: «Там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». Актуален ли сегодня этот острый социальный подтекст?

— Кто все-таки убивает Левшу?

— Государство. Своих гениев государство чаще всего недооценивает. Но политические аллюзии здесь — не главное. Вчера у нас был день памяти Романа Соколова, одного из великих, не побоюсь этого слова, людей Калуги XX века. Когда сам Роман с присущими ему харизматичностью и фантазией говорил, что брэнд Калуги — это Циолковский и он сам, то мы, очевидцы, относились к этим словам со снисходительной иронией. Но чем больше проходит времени после его ухода из жизни, тем больше я начинаю осознавать, что это так и есть.

Все вспоминали то, как и чем он им помог в жизни. У каждого из нас был свой Соколов. Мы счастливы, что были его современниками, гостями его знаменитого дома на Берендяковке.

Художник всегда сумеет и заказ выполнить, и лицо сохранить. Я не назвал бы это удушением художника, это просто правила игры. Поэтому «Левша» — это не обвинительное высказывание в адрес государства.

— А каков основной посыл?

— В каждую эпоху есть свой Левша. Они не переводятся. Одни уходят, другие приходят. Мы посетили мемориальное кладбище в Туле, где захоронены мастера-оружейники той поры. Там даже есть камень над могилой умельца, которого принято считать прототипом Левши. Я очень верю, что в апреле будут обменные гастроли с туляками, и надеюсь, что калужане посмотрят спектакль сами.

— Сегодня все левши — авторы прогрессы — уезжают на пмж туда, где их умение подковать блоху будут оценено.

— Это реальная проблема. Но левшей в России рождается много, хватает гениев и на отъезд, и на местах. Здесь нет непреодолимых препятствий развития. Я — не левша, мой формат иной. Но мне здесь, в России, в Калуге, было дано все — и в социальном плане, и в творческом. А прогресс у каждого человека свой. Если ученик учился на тройки, а потом получил четверку — это прогресс. Это тенденция улучшения результата. Вопрос только в том, что такое результат.

Ваш долг как художника — видеть светлую сторону, но разве мы не обесцениваем героя, оправдывая низкие поступки?

— Мне нравится ставить спектакль как апологию, оправдание героя. Так Достоевский смотрел на своих персонажей, видя в самом низу падения просвет надежды. Я бы не торопился выносить приговор ни человеку, ни государству. Хотя бы потому, что мы уже жили в разных государствах. Понять — значит простить.

— Так Левша и делал — не видел зла вокруг себя, а просто работал.

— Это самая правильная позиция.

— А какова эстетика спектакля?

— Художник Эля Невинная изучала быт тульских оружейников по музейным экспонатам. Мы старались сделать «Левшу» как народную драму, в стилистике «Лодки», пытались подать материал как сказ, передающийся из поколения в поколение. Левшу играет Дмитрий Чепушканов, Платова — Игорь Лучихин. Весь ансамбль сильный, замечательная Маша (Полина Шатюхина). В спектакле много песен, которые помог найти человек-энциклопедия Сергей Юшин, в основном — городской романс, родившийся в предместьях городов, это особый культурный слой рабочих слободок.

Итак, скоро наши любители театра и русской литературы увидят еще один сценический диагноз взаимоотношений пророков и пороков.

Старинный – не значит невкусный

Что мог поставить себе на стол Левша? Чтобы не мучить воображение, обратимся к историческим источникам. Модные рецепты отечественной кухни двухсотлетней давности — современным хозяйкам в копилку.

Зелёные щи из крапивы

Эти щи варятся ранней весной за неимением другой зелени. Они приготовляются так: сварить 6 тарелок бульона из 3 фунтов хорошей говядины с жирком. Положить в бульон 1 луковицу и 1 петрушку. Когда бульон готов, говядину вынимают, а бульон процеживают через сито. Пока варится бульон, берут 2 фунта молодой крапивы, хорошо промытой, кладут в горячую воду и кипятят до мягкости, затем откидывают ее на решето и протирают, предварительно мелко изрубив; 1 столовую ложку пшеничной муки поджаривают с 1 ложкой сливочного масла, смешивают с протертой крапивой, кладут в бульон и дают вскипеть, тщательно помешивая. Под конец кипения вливают 1 стакан сметаны. Мясо режут на порционные куски и кладут в суповую чашку.

Коломенская пастила

Чтобы приготовить коломенскую пастилу, надо сначала испечь необходимое количество зрелых кислых яблок, протереть их сквозь сито, добавить по вкусу сахара и сбивать до тех пор, пока тесто не побелеет и сделается как пена. Тогда разлить тесто в неглубокие формочки и поставить часа на два в печь в вольный дух. Потом, вынув из печи, налить еще слой теста, посыпать мелко истолченным и просеянным сахаром и поставить опять в печь. Чтобы сделать пастилу пышной, надо взбить яичные белки в пену, положить в яблочное тесто, размешать и взбить еще раз все вместе.