Ребёнок на дороге

После летних каникул дети уже второй месяц за партами. Каждый день добираясь до школы и обратно, они вынуждены пересекать дороги с большим потоком автотранспорта. Родители тревожатся, и небезосновательно: как ребенок доедет, не угодит ли под машину? После летних каникул дети уже второй месяц за партами. Каждый день добираясь до школы и обратно, они вынуждены пересекать дороги с большим потоком автотранспорта. Родители тревожатся, и небезосновательно: как ребенок доедет, не угодит ли под машину?

Как показывает практика, дорожно-транспортный травматизм является одной из основных причин гибели в возрастной группе от 5 до 24 лет. Помимо смертельных исходов отмечаются также тяжелые последствия пострадавших в ДТП. Свыше двух миллионов из них нуждаются в стационарном лечении, значительная часть становится инвалидами.

О профилактике дорожного травматизма мы беседуем с врачом-педиатром ГКУЗ КО «Калужский областной центр медицинской профилактики» Ларисой ЕРЕМИНОЙ.

От несчастного случая на дороге не застрахован никто. Но особенно высокому риску подвержены дети и молодежь. Общество платит очень высокую цену за перенасыщение транспортом улиц наших городов. Среди детей младше 15 лет максимальный травматизм приходится на пешеходов и велосипедистов. А в возрастной группе от 15 до 24 лет  наибольшее число жертв отмечается среди водителей и пассажиров легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов, и тех, кто катается на скутерах.

В нашей области за 8 месяцев произошло 137 ДТП с участием детей и подростков. Три ребенка погибли (один из них был пешеходом, двое — в качестве пассажиров), 127 получили ранения. Наибольшее количество пострадавших приходится на возраст до 7 лет, 26,1%.

С участием детей-пешеходов за этот период зарегистрировано 39 дорожно-транспортных происшествий. По вине детей — 25.

Основные виды нарушений детьми: переход проезжей части в неустановленном месте и вне пешеходного перехода. Таких происшествий 17. На пешеходных переходах зарегистрировано 6 ДТП.

Детский организм с рождения до совершеннолетия проходит различные стадии физического и психического развития, которые необходимо учитывать, проводя профилактическую работу. У детей, в отличие от взрослых, физические и познавательные функции находятся в фазе становления. Они не могут в полной мере ориентироваться в сложной обстановке дорожного движения. Порой ребенок не в состоянии адекватно оценить дистанцию и скорость движения транспорта, чтобы вовремя совершить маневр. Во время испуга многие действуют хаотично, непредсказуемо для водителя, создавая угрозу для других участников дорожного движения. Активное просвещение детей и подростков по вопросам дорожной безопасности — неотъемлемая часть воспитания. Ребенок должен знать правила дорожного движения, его надо этому учить, объяснять, причем регулярно. Практика показывает, что подготовленные дети более уверенно ведут себя на дорогах, не теряются в сложной ситуации.

К сожалению, взрослые иногда подают дурной пример детям, игнорируя правила дорожного движения. Все знают, что даже на переходе пересекать улицу можно только строго по вертикали. Но взрослые люди, особенно пожилые, подчас увидев подъезжающий автобус, резко меняют направление движения и бегут наперерез остальным пешеходам, те сбиваются с темпа, натыкаются друг на друга и не успевают перейти улицу на зеленый свет. При этом на дороге создается опасная ситуация.

В вечернее время для маленького пешехода опасностей на дороге больше. Из-за невысокого роста он менее заметен. Поэтому на одежде детей в обязательном порядке должны быть светоотражающие полоски. Они продаются в любом магазине швейных принадлежностей. Прикрепить их к одежде не составит никакого труда, но такая на первый взгляд незначительная деталь может уберечь от большой беды.

Подростковый и юношеский возраст — время, когда молодой человек стремится к испытанию своих возможностей. Нередко это доводится до крайности. Острые ощущения приносят в этом возрасте особое удовольствие, а инстинкт самосохранения еще не выработался в полной мере. При этом подростку важно показать себя эдаким «крутым парнем» в глазах сверстников, особенно девушек. Эти стремления молодые люди реализуют в рискованном вождении: превышении скорости, управлении автомобилем или мотоциклом в нетрезвом состоянии, игнорировании ремней безопасности и защитных шлемов. Как правило, такое ухарство заканчивается плачевно.

Устаревшие средства регулирования движения и контроля нарушений на дорогах не могут эффективно выполнять свои функции в условиях огромного количества автотранспорта. Необходимо серьезное ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения, об этом заявил Президент РФ Владимир Путин после недавних серьезных происшествий в Москве, в которых погибли дети.

Для ограничения скорости у каждого образовательного учреждения в обязательном порядке должен появиться горизонтальный «полицейский» или ребристая поверхность дорожного покрытия по типу стиральной доски.

Известно, что молодые и неопытные водители совершают ДТП гораздо чаще, чем опытные. Количество происшествий возрастает в вечернее и ночное время, в конце недели и в выходные дни.

Может быть, нам стоит перенять опыт некоторых стран по программе поэтапного лицензирования водителей? Это относится к тем, кто недавно получил права на управление транспортом. Для них можно ввести запрет на езду в темное время суток, пока не выработается соответствующий навык. В иных странах такой запрет действует уже 3-5 лет. Разумно было бы ввести запрет на перевозку пассажиров в первые годы после обучения. Такой малозатратный метод весьма эффективен. Количество ДТП в странах, где он введен, снизилось на 15-60%.

Для здоровья подрастающего поколения необходимо создавать в городе инфраструктуру, поощряющую без опасения ходить пешком, ездить на велосипеде, как это сделано в большинстве развитых стран.